Open
Close

Какие существуют в средней школе. Типы школ в современном образовании. Скромный и усидчивый

Даже с трудным, вечно опаздывающим и болтливым учеником можно добиться лучших результатов, чем с усидчивым и обязательным тихоней. Главное — суметь мотивировать ученика и наладить с ним обратную связь. А для этого сперва нужно определить, к какому типу относится ребёнок. Репетитор английского языка Александр Залесов рассказал о самых распространённых типах учеников и объяснил, как с ними правильно общаться.

Скромный и усидчивый

Это милые дети, которые никому не мешают, и по большей части они — отрада для репетиторских глаз. С ними легко и просто. Они записывают всё, что ты скажешь, постоянно кивают головой и редко задают вопросы. Они приходят вовремя, аккуратно ведут тетрадь, всегда выполняют домашнее задание и приносят цветы на день учителя. Их даже не за что ругать, поэтому с ними бывает трудно. Трудно смотреть на ошибки скромного и усидчивого. Вроде он всё делал, как ты говорил, и головой кивал, и в глаза понимающе смотрел, а как проверишь — каждое второе задание сделано не так. Ты объясняешь ещё раз, снова видишь полный понимания взгляд и успокаиваешься: «Ну наконец всё сделано верно». А затем обнаруживаешь те же ошибки.

При всех своих достоинствах скромные ученики очень редко задают вопросы. А без них нет глубокого и прочного понимания предмета.

Главное при работе с такими детьми — вывести их на диалог. Побеседуйте о чем-нибудь отвлечённом: о любимых фильмах, книгах и музыке. Покажите заинтересованность в том, что они говорят. Ученик, который вам верит, не боится показать, что он чего-то не знает или не понимает.

Гений

Гении всегда смотрят на тебя чуть свысока. Даже если гений учится в пятом классе, он уже понимает, что его судьба начертана совершенно другими чернилами, чем судьбы обычных смертных. Им немного скучно с тобой, они смотрят в окно или зевают, витая в своих мыслях. А если уж принимают вызов, то отстаивают свою позицию до конца и соглашаются в самых редких случаях. Они анализируют, насколько вы соответствуете их уровню, и горе тому репетитору, кто не пройдёт проверку. Но, завоевав доверие гения, с ним можно наладить связь, которая приведёт вас обоих к настоящему успеху.

Гению нужен вызов, реальная схватка, которая покажет, что вы именно тот человек, который способен его обучить и дать что-то новое и ценное.

Не увлекайтесь, не поддавайтесь эмоциям и не пытайтесь самоутвердиться за счёт этой схватки. Вы всё равно в другой весовой категории. Ваша задача — показать ученику, что есть много вещей, которых он ещё не знает. И нужно приложить усилия, чтобы понять и овладеть ими. До определённого момента гениям всё давалось слишком легко — вам придётся стать камнем преткновения на этом безоблачном пути.

«Меня записали родители»

Бич всех репетиторов. Если в 11 классе есть хоть какая-то мотивация в форме ЕГЭ, то с более младшими школьниками, которых записали родители, ситуация обстоит гораздо хуже. Они ходят к репетитору, потому что «так надо» и «мама сказала». В большинстве случаев им неинтересен предмет, так что силы преподавателя уходят на то, чтобы внушить детям важность занятий. В ход идут увещевания, мольбы, звонки родителям и танцы с бубном. Они же используют другие тактические приёмы: опаздывают, переводят разговор на отвлечённые темы или спорят просто так.

Их легко спутать с другими типами, но обычно они довольно честно отвечают на вопрос «Зачем ты сюда ходишь?». — «Мама сказала».

Это самый интересный тип ученика, который бросает реальный вызов твоим способностям преподавателя.

Мотивировать, разжечь огонёк в глазах — вот то, за что ценится хороший учитель. Тут у каждого есть свои секреты, хитрости и техники, но мне всегда нравился подход, при котором основной предмет отходит на второй план.

Например, вы вроде изучаете английский, но весь фокус урока сосредоточен на том, чтобы понять и описать историческое событие. Ученик оказывается захвачен тем, что не относится к теме, и просто не замечает, как происходит сам процесс обучения.

Белый кролик

Постоянно спешащие и вечно опаздывающие. Если такой ученик пришёл всего лишь на пять минут позже, то впору ставить ему памятник. Опоздание на двадцать минут с несколькими скорбными смс в стиле «Бегу с тренировки, не успеваю» или «Автобус попал в пробку, извините» — обычное дело для таких детей.

Трудно сказать, почему так происходит, но ни уговоры, ни угрозы не работают: белые кролики влетают в кабинет тогда, когда ты уже отчаялся их увидеть.

Родители тут не помогают — скорее всего, они тоже подвержены такой привычке.

Опоздание — важный сигнал, к которому надо прислушаться. Возможно, ученику неинтересно или он относится к типу «меня записали родители». Но если вы отбросили все варианты и поняли, что это именно белый кролик — крепитесь, тут мало чем можно помочь. Зато у вас есть лишние 10-15 минут для отдыха.

Говорун

Весёлые ребята, которые очень любят поболтать. Им неважен твой предмет, они приходят за общением. Разгадать их поначалу непросто — любят скрываться за личинами «скромных и усидчивых». Но как только видят, что ты не тоталитарная Марьванна, а вполне себе живой человек, начинают уходить всё дальше и дальше от темы урока. Первый звоночек — это внезапный вопрос, который задаётся посередине объяснения какого-нибудь важного задания: «А как вы думаете, инопланетяне существуют?». Осторожно, ведь через десять минут вы можете обнаружить себя за разговором о том, какой футбольный клуб «ну вот са-а-амый крутой».

Говорунами могут быть как мальчики, так и девочки. С ними и опомниться не успеете, как пройдёт отведённое на урок время.

Бороться с говорунами обычно бесполезно, они просто непрошибаемые ребята. Но у них есть большое преимущество, которое помогает при изучении любого языка, — они действительно любят говорить. Вся задача педагога сводится к тому, чтобы говорил этот ребёнок не на русском, а на иностранном языке. Это выполнимая задача. С другими предметами сложнее, но и тут можно найти темы для активного обсуждения, а уже от них переходить к чему-то более сложному.

Медленный

С одним учеником ты можешь успеть пройти две темы, сделать 125 упражнений и написать проверочную работу, а с другим тратишь час на написание одного предложения. Я утрирую, но смысл понятен. Медленные просто медленные.

Нельзя винить в этом детей, репетитору надо взять себя в руки и запастись терпением, а лучше — войти в темп ученика.

В таком неторопливом подходе могут быть свои неожиданные плюсы. К примеру, разобранный на самые мелкие составляющие материал выглядит на удивление элементарно. Ты и сам начинаешь удивляться его простоте и даже внутреннее благодаришь медленного ученика, который невольно открыл тебе глаза. Это правда, что во время занятия учится не только ученик, но и учитель.

Как показала практика, медлительным людям нужно время и наглядное представление материала. Пусть они используют всё, что им нужно — книги, тетради, таблицы. Дайте им самим дойти до понимания темы, и тогда они очень быстро освоятся в ней. Терпение и только терпение.

Ребёнок мечты

Говорят, его не существует. Но репетиторы мечтают о его пришествии, ведь идеальный ученик хорош во всём. Он усидчив и внимателен, постоянно заинтересован в том, что говорит преподаватель, у него в тетради записано всё, что ты когда-либо произносил. Во время экзамена он собран и помнит все наставления. Но главное: идеальный ученик задаёт вопросы, показывая, что именно ему непонятно. Это мой образ идеального ученика.

Для некоторых преподавателей ребёнок мечты — это человек, который уже знает всё, что нужно, и ему не надо ничего объяснять. Но зачем тогда учитель?

Если отбросить завышенные критерии «у него всё записано, он всегда собран и помнит всё, что ты говорил», то есть два качества, которые делают любого ученика идеальным. Он мотивирован и с ним можно наладить обратную связь. То есть он говорит, что ему непонятно. У меня были ученики, близкие к этому образу, и я счастлив, что мне выпал шанс подготовить их. По прошествии лет я абсолютно уверен, что только эти два качества по-настоящему определяют успешность изучения чего-либо. Если вы не мотивированы, предмет вам не покорится, потому что изучение — это постоянная работа. Если вы не задаёте вопросы, то учитель неспособен направить вас. Как только появляется мотивация, а вы позволяете преподавателю помочь в освоении предмета — всё встаёт на свои места. И поверьте: любая проблема разрешима.

Ее хотели все, а она не хотела никого.

Или хотела, но из-за своей зашкаливающей няшности не могла позволить себе публичные чувства.

Точнее нет, могла в паре случаев. Например, если учительница ставила за годовой экзамен «восьмерку», а не «десятку», из глаз красивой, пугающе ухоженной девочки вырывались ручьи слез. Подруги окружали ее с салфетками в ручках и успокаивали. Она и все вокруг нее делали вид, будто дальше в жизни не будет уничтожающей работы с 9 до 6, мужа-дегенерата в растянутой майке-алкоголичке, детей, которым надо курточку на зиму купить (а вон как раз на Дарынке скидки) и других жизненных проблем.

Некрасивая девочка

В «Дяде Ване» Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». У этих бедолаг все было наперекосяк. И лицо, и одежда, мысли, скорее всего, не отставали (еще бы, с такой-то жизнью).

В «Дяде Ване» Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». У этих бедолаг все было наперекосяк.

Некрасивым девочкам не оставалось ничего, как сконцентрироваться на учебе, но очень часто и там они не достигали колоссальных успехов — они были обычными , со своими взлётами и падениями. И дружили с полукрасивыми девочками. Эта знаменитая комбинация, когда одна самоутверждается за счет другой. Из-за такого сложного эмоционального фона, в душе у них тоже происходило черт знает что.

Не очень красивая, но классная девочка

По сравнению с остальными, не такой часто встречающийся элемент на суровом школьном ландшафте. Но если такая попадалась — это было здорово. С такой девчушкой на уроке было круто просто сесть и поговорить по душам. Это могли сделать даже парни. Даже закомплексованные. Или, наоборот, раскрепощенные.

Она находила подход ко всем. Была в меру пацанкой, но и не позволяла забывать, что скоро станет пускай и не идеальной, но женщиной.

Хочешь поговорить о футболе? Да-а-а, видел как вчера «Бавария» троечку сделала? О кино? Да-а-а, Рассел Кроу крутой.

Задроты

Задроты делились на две условных категории.

Первые были в целом довольны своим задротством. В школе для них главным было удовлетворить учительницу охренеть каким оригинальным сочинением про хлеб, и сдать лабораторную работу лучше остальных. С ними даже можно было общаться, но всегда оставалась какая-то черта, за которую они бы не зашли.

Стоило какой-нибудь профурсетке из категории «Красивая девочка» расцвести по весне, как задроты этого типа понимали, что контрольная по дискриминанту не решает всех проблем.

Вторые — задроты с внутренним конфликтом. Они также были очень зависимы от родителей и оценок, заворачивали тетрадки в аккуратные обложки, ручки хранили в пенале и почти никогда не теряли. Но стоило какой-нибудь профурсетке из категории «Красивая девочка» расцвести по весне, как задроты этого типа понимали, что жизнь — это боль. И что контрольная по дискриминанту не решит всех проблем. Иногда они бунтовали, но, как правило, сразу возвращались на землю благодаря конфликтности людей из категории «Хулиган, который нравился девочкам» (см. ниже).

В особенности любили точные предметы, не слишком доверяя истории и литературе.

Отсутствующий

В каждом классе был человек, о котором было известно крайне мало. Его персона была чем-то вроде городской легенды. Кто-то говорил, что он живет только с бабушкой, кто-то — что он чем-то всерьез болеет. О некоторых из них знали только учителя, но некоторым из них это не мешало все-таки проявлять свои садистские наклонности, заваливая «отсутствующего» неудобными вопросами по программе. Даже несмотря на то, что было очевидно — он живет жизнью, не слишком похожей на жизнь остальных детей.

Тупой

Он вставал, и, сбивая на каждом слоге дыхание, начинал монотонно причитать «мороз-и-солнце-день-чудесный-еще-ты-дремлешь-друг-прелестный».

После каждого слова он забывал следующее. Учительница разочарованно называла ему новую строчку, а он тупо и беспомощно повторял. Повторял настолько жутким скрипучим голосом, будто это была древняя языческая молитва, а римляне и греки никогда не придумывали никакой риторики.

«Тупой» не мог запомнить и понять ничего. Абсолютно ничего. Сложность и количество поставляемой информации не имело никакого значения. А может, он был просто нон-конформистом, не желавшим идти на компромисс с системой.

Хулиган, который нравился девочкам

Гений идиотского юмора, аккуратной турецкой одежды, имитирующей Armani и Cavalli, с характерной розовинкой на щеках. Вопрос того, почему вот это нечто так нравится красивым девушкам, хихикающим рядом с ним на переменках, мучил задротов гораздо больше рациональных дробей и «Анны Карениной».

Это и правда был парадокс.

Когда он открывал рот, из него сыпались жуткие банальности и идеально плоские шутки.

Вместо стихотворения он мог прочесть песню Децла и стоять перед всем классом, расплывшись в довольной улыбке. Сперва на несколько секунд воцарялось молчание, но потом (парадокс!) красивые девочки начинали хихикать.

В пререканиях с учителем он мог позволить себе гораздо больше, чем остальные. И ему всё сходило с рук.

Хулиган, который не нравился никому

В большинстве случаев, он был таким не от хорошей жизни. Пьющая мать-одиночка, безденежье, брата забрали в армию, отец лупит ремнем.

Впрочем, существовали и отморозки, которые просто ходили, скажем, на борьбу. Они могли подойти и безо всякой причины ударить тебя в латеральную мышцу бедра. Или бросить жвачку в волосы девочки. Или двадцать минут привселюдно унижать задрота, пользуясь всеобщей запуганностью.

А потом звонко застонать от смеха и прокричать «А-а-а, не гони-не гони!». С фрикативной «г», естественно.

Девочка с дурной репутацией

В каждом классе была девочка, о которой ходили слухи.

Судя по ее внешнему виду, довольно часто они могли быть правдой.

Поговаривали, что кто-то зажимал ее в туалете. Она могла быть не слишком красивой, но стабильно перебарщивала с макияжем. Ее, о ужас, частенько можно было увидеть смеющейся в компании школьников постарше, или, что еще страшнее, не школьников.

Средненький

Самый распространенный вид школьной фауны.

«Средненькие» либо не имели собственного мнения, либо имели, но предпочитали присоединиться к общественному.

Время от времени проявляли и хорошие, и плохие качества. В вопросе того, прогуливать ли массово урок, соглашались, только если набиралось абсолютное большинство. Были в общем-то неплохими ребятами и девчонками, но тут же могли всерьез расстроиться от того, что сосед получил оценку выше. Учились неплохо, но никогда ни в чем выделялись.

Сейчас вы наверняка вспомнили парочку таких лиц. Но вряд ли вспомните имена.

Какие бывают школьные товарищи? (Сочинение–рассуждение)


Каждый из нас, идя в первый класс, с радостью ожидает начала школьных лет. Для многих, когда дети вырастают и вливаются во взрослую жизнь, школьные годы считаются самыми лучшими из всех прожитых. Особенно, когда в школе зарождается настоящая дружба между одноклассниками, и коллектив стает крепкий и сплоченный.

Проходит некоторое время, и уже ко времени средних и старших классов, можно судить о том, какие бывают школьные товарищи.

Конечно, как и в каждом классе, четко вырисовываются явные лидеры, по своим качествам. За ними многие тянутся, им пытаются подражать и быть похожими на них. Есть, конечно, и отличники, у которых все списывают, и пытаются держаться к ним поближе.

Так же, у всех очень разные интересы. Так называемые «хорошисты» участвуют в различных кружках и спортивных секциях. Кто-то занимается музыкой, мечтая стать рок-звездой, а кто-то занимается спортом. Но, не потому, что хочет стать известным спортсменом, хотя, и это не исключено, а просто, хочет быть сильным и здоровым.

Очень многие девочки занимаются танцами и рукоделием. Работы, некоторых мастериц, занимают призовые места на городских и школьных конкурсах.

А между ребят, как и водиться, иногда происходят ссоры и драки, которые, к счастью, быстро заканчиваются перемирием и решением всех вопросов.

Но, есть и те, на кого откладывает огромный отпечаток их домашние проблемы. Особенно, если постоянно не хватает денег.

Эти девочки и мальчики пытаются держаться в стороне от других, ярко выражая свое стеснение и какую-то робость. Они и одеты на много скромнее, да и гаджетов дорогих у них тоже, нет. Конечно, они пытаются быть веселыми и жизнерадостными, но, сразу видно, что с ними что-то не так. У кого-то в семье, один из родителей потерял работу, а у кого-то и вовсе, не пытается ее даже искать. Конечно же, нехватка финансовых средств очень сильно выбивает из колеи. Школьники, вместо того, чтобы приходить домой и делать домашние задания, пытаются где-то подработать.

Как и часто бывает в подобной ситуации, в такой семье не один ребенок, а несколько.

Но, бывают и такие одноклассники, которых уже мало интересует школьная жизнь. Они, благодаря «влиянию» улицы, уже сполна успели «попробовать» взрослой жизни. Кто-то из них начал курить, кто-то употребляет спиртное, или того хуже – наркотики. К сожалению, среди современных школьников, это не редкость.

Вот, от таких одноклассников, нужно держаться как можно дальше. Ничему хорошему они точно, не научат. Мало того, могут вызвать огромные проблемы.

Но, лучший вариант – это не отворачиваться от них полностью, а попробовать им помочь, естественно, с помощью взрослых. Кто знает, возможно, благодаря этой помощи, они станут, в будущем, нормальными и полноценными членами общества?

Итак, скоро ваш ребенок должен пойти в первый класс. Вы купили кучу справочников, изучили Интернет-сайты школ, поспрашивали знакомых о том, где учатся их дети. Но уже на этом этапе вы столкнулись с первыми трудностями, а именно: какой тип (вид) школы выбрать – обычную общеобразовательную, частную или еще какую-нибудь? Дилемма.

Раньше выбор школы определялся тем, насколько близко она располагалась к дому. То есть, чем ближе, тем лучше: ребенок меньше времени будет тратить на дорогу, меньше уставать, да и бабушкам с дедушками будет проще забирать внука или внучку после уроков, если вы работаете.

Но сейчас многих родителей такой подход уже не устраивает: они хотят, чтобы их дети получили качественное образование, изучали иностранные языки, чтобы школа организовывала поездки заграницу и тому подобное. Список требований можно писать еще долго. Сможет ли государственная школа удовлетворить эти запросы? Или частная школа – более подходящий вариант? А, может, выбрать гимназию с каким-нибудь уклоном?

Так, как же разобраться в том разнообразии школ, которые сейчас есть в Москве? На самом деле, все не очень сложно – главное, понять то, чем различные виды учебных заведений отличаются друг от друга.

Давайте рассмотрим их основные типы, пользующиеся наибольшей популярностью в Москве.

1. Государственные школы

Государственные школы существуют в России уже много лет. Они, как видно из названия, финансируются государством, поэтому образование в них бесплатное, что является их неоспоримым плюсом. Еще одним важнейшим преимуществом подобных школ является государственный контроль учебного процесса: таким образом, вы можете быть абсолютно уверены, что школьная программа была одобрена Министерством Образования РФ. Обычно такие школы находятся недалеко от дома. Дорога в школу может занимать у ребенка 10-15 минут.

К недостаткам данного вида школ можно отнести низкий уровень преподавания иностранных языков (не во всех школах, конечно), слишком большие классы, где ребенку не может быть уделено достаточного внимания, нередко здания и классы нуждаются в ремонте.

2. Частные школы Москвы

В этих школах, соответственно, обучение платное. Школьная программа одинакова в государственных и , так как это единая государственная учебная программа. К преимуществам таких школ можно отнести: малое количество учеников в классах, а, соответственно, индивидуальный подход к каждому школьнику, высокий уровень преподавания за счет того, что частные школы переманивают хороших учителей к себе. А главным недостатком является, конечно, дороговизна обучения. Но опять же, качество образования зависит целиком и полностью от конкретного учителя. И в обычной государственной школе можно встретить великолепного педагога, который не только обучает детей каким-то наукам, но и вкладывает в них всю свою душу.

3. Школы со специализированным уклоном

В таких школах учебная программа может отличаться от программы обучения в государственных школах, так как здесь особое внимание уделяется «профилирующим» предметам. К таким школам относятся спортивные, художественные, химико-биологические, математические и другие учебные заведения. Самые популярные школы такого типа – школы с углубленным изучением иностранных языков. В первом классе ребенок начинает учить один язык, а в классе 5 ему дают уже второй. Физико-математические школы также пользуются большим спросом. Здесь обучают, в основном, точным наукам, а гуманитарные проходят для общего развития. Конечно, в первом классе ребенку не будут давать решать сложные математические задачи. Цель учителя на данном этапе — научить малыша шести-семи лет абстрактно и логически мыслить и правильно излагать свои мысли.

4. Гимназии

Здесь могут проводить обучение детей как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Образование, полученное в гимназиях, считается качественным и разносторонним. Но основные предметы, обычно, преподаются на том же уровне, что и в обычной школе. В гимназиях особый упор делается на дополнительные предметы. По сравнению с частными школами в гимназиях редко бывают классы с небольшим числом учеников.

5. Школы — пансионы

Если вы работаете и просто физически не успеваете забирать ребенка из школы (мало того, что надо забрать ребенка, надо же ещё и помочь сделать ему домашнее задание!), то вам лучше всего подойдет именно этот вариант. Обычно пансионы расположены не в Москве, а где-нибудь за городом. Там дети живут пять дней в неделю, но в некоторых школах могут оставаться и на выходные, все зависит от конкретной школы и ее работы.