Open
Close

Особенности употребления предлога по в русском языке. Некоторые особенности функционирования предлогов в современном русском языке. Употребление предлогов с падежами

— это служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Например, считать до семи, выйти из класса, бежать за зайцем и т.д. Служат для выражения различных смысловых отношений между словами в предложении…

Термин «предлог» буквально значит «перед словом». Предлоги обычно стоят перед словом, с которым они сочетаются.

Есть четыре предлога, которые могут находится перед словами, с которыми они сочетаются, и после них: ради скуки — скуки ради ; идти навстречу друзьям — вперед, заре навстречу ; вопреки ожиданиям — рассудку вопреки ; наперекор стихиям — судьбе наперекор .

По частотности употребления занимает четвертое место после существительных, глаголов и местоимений.

Общее грамматическое значение предлогов — обозначение подчинительной связи между знаменательными словами.

Предлог не имеет самостоятельного значения. Под значением предлога понимают грамматические отношения, которые он выражает в сочетании с косвенным падежом существительного. См. .

Предлоги (так же как и знаменательных слов) служат для связи слов. Например, бежать за зайц ем подчинение существительного выражается не только предлогом, но и окончанием существительного.

Употребление предлогов с падежами:

  • чаще всего с одним падежом (Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом.):
    • с родительным: без, вокруг, для, до, из, от, у и др.
    • с дательным: к, предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу употребляются только с дат.п. (напр.,согласно уговору, вопреки предсказанию ), и др.
    • с винительным: про, сквозь, через, несмотря на и др.
    • с творительным: между, над, перед ;
    • с предложным: о, при .
  • с двумя падежами:
    • в, на — с винительным и предложным
    • за, под — с винительным и творительным
  • с тремя падежами:
    • с, по — с родительным, винительным и творительным
    • С именительным падежом предлоги не употребляются.

По предлогу можно определить падеж имени, что важно для правильного написания безударных окончаний: у дерева (род.п.), от города (род.п.), без ошибок (род.п.); к дереву (дат.п.), к городу (дат.п.).

Специфических морфологических и морфемных признаков у предлогов нет. См.
Предлоги не изменяются — морфологический признак предлога.

Синтаксические функции:

Предлоги, как все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Поэтому предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Предлоги не являются членами предложения, но входят в их состав .
Пр. Однажды в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел. (Н.Некрасов)
Сочетание в зимнюю пору связано со сказуемым вышел и отвечает на вопрос когда? . Сочетание из лесу также связано со сказуемым и отвечает на вопрос откуда? Предлоги в , из входят в состав обстоятельств места.

Предлоги — синонимы: при (школе) — у (школы) — около (школы); из-за (болезни) — по причине (болезни ) и др.

В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.

Характеристика производных предлогов

Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.

Особенности этой части речи

1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.

2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".

3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".

4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.

Виды производных предлогов

Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.

1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.

2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.

3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".

Какие значения они имеют

Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:

Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;

Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";

Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.

Как научиться правильно писать предлоги

Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.

Способы поиска предлогов в тексте

1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".

2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".

3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".

4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.

Какие производные предлоги пишутся слитно

Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".

Составные производные предлоги

Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:

Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";

Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";

Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.

Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.

Вызывают затруднения особенности употребления некоторых предлогов. Приведем несколько примеров.

Предлоги в и на . Как правило, предлог на обозначает нахождение на поверхности, предлог в – движение внутрь чего-либо: находиться на крыше, войти в здание. При указании на средство передвижения употребляют на (прилететь на самолете, приехать на автобусе ), но если подчёркивается нахождение внутри средства передвижения, используется предлог в (ехать в вагоне, в поезде, в метро, в троллейбусе и т. п.). Важна и семантика имени существительного: если оно называет территорию с определенными службами или место деятельности без представления о помещении (завод, фабрика, вокзал, почта, кафедра, выставка, курорт и под.), различного рода трудовые процессы, занятия (спектакль, состязания, работа и под.), употребляется предлог на , в остальных случаях – в (аудитория, цех). Предлог в употребляется в сочетании с географическими названиями: материков, стран, областей, регионов, районов, городов, деревень – при обозначении места действия: в Америке, Африке, России, Симферополе, Ялте . В последние десятилетия стали распространёнными сочетания с предлогом на : на Брянщине , на Орловщине . Сочетание на Украине в последние годы изменилось на в Украине.

С названиями горных местностей для обозначения `среди гор, в горах` используется предлог в (в Карпатах, в Альпах, в Гималаях ), со значением `на поверхности гор ` – на (на Урале, на Памире, на Карпатах , на Балканах и т. д.)

С названиями улиц используется предлог на , переулков – в : на Бабушкинской , н а Гоголя, но в переулке Героев Аджимушкая, Ростовском и т. д.

При указании на конечный пункт движения используется предлог в : в город, в деревню, в театр , в клуб , в кухню и т. д., при обычной характеристике места может быть употреблён предлог на : на хутор, на речку, на кухню и т. д.

  1. 6. Иммиграционный потенциал предлогов

Количество предлогов точно не определено, и причиной этого является, во-первых, активность процесса перехода в предлоги слов из других частей речи в результате диахронного процесса препозиционализации и, во-вторых, спорность отдельных случаев отнесения предложных сочетаний к предлогам (типа во главе с и др.).

1. В предлоги перешло большое количество наречий: вблизи, вдоль, взамен, внутри, внутрь, возле, вокруг, вопреки, впереди, касательно, кругом, между, мимо, наверх, наверху, навстречу, накануне, наперекор, наперёд, напротив, насквозь, ниже, около, относительно, поверх, подобно, позади, поперёк, после, посредине, прежде, против, раньше, сбоку, свыше, сзади, снаружи, согласно, соответственно, через и др. Примеры: На поляне вблизи сквера стояла скамейка, сколоченная из березовых жердей (К.П.). Мимо окон трамвая неслись, шумя листвой, свежие бульвары… (К.П.). В начале июня в саду около дачи зацвела сирень (К.П.). Переход этот тянется около километра (К.П.). Лет ему около шестидесяти (В.Сол.). Посреди поляны толстой бабой сидел стог сена (В.Аст.). Сзади них, стуча сапогами, поднимались по лестнице Петя, повар с тортом (К.С.). Согласно этому описанию можно изготовить макет, декорацию, план, картину (Д.Гр.). Относительно записи «доброта» можно сказать очень много (К.П.).

Переход наречий в предлоги объясняется целым рядом причин, в числе которых – наличие у исходной формы и трансформанта «семантического мостика», то есть способности передавать одни и те же отношения: временные, пространственные и др. Например: наречие накануне обозначает время: встретились накануне ; предлог накануне передаёт временное значение вместе со следующим за ним именем существительным: встретились накануне праздника .

2. Переход имен существительных в предлоги – один из продуктивных, интересных, но малоисследованных и дискуссионных процессов. По мнению Е.Т. Черкасовой, в разряд предлогов переходят лишь те существительные, которые в своем лексическом значении содержат оттенок релятивности или в значении которых при определенных условиях такой оттенок развивается [Черкасова Е.Т. К изучению образования русских отымённых предлогов // Исследования по грамматике русского литературного языка. – М., 1955. – С. 76]. Имена существительные, обладающие такими особенностями, по мнению автора, можно разделить на две группы: а) имена существительные, лексическое значение которых соотносительно со значениями, выражаемыми первичными предлогами, например, имена существительные причина, повод , соотносительные с предлогами из-за, по, с, из ; имя существительное цель , соотносительное с предлогами для, ради и т. д; б) отвлечённые существительные, в одном из значений которых развивается релятивность: линия, сторона. Перечислим некоторые из отымённых предлогов: во время, вследствие, по причине, по случаю, по поводу, в течение, в продолжение, на протяжении, по мере, по степени, с целью, на предмет, в интересах, посредством, наподобие, вроде, со стороны, в лице, по части, в области, в деле, в смысле, за исключением, в направлении, в сторону, в силу, ввиду, в соответствии, в отношении, насчёт и др.

Именные предлоги наиболее лексичны, потому что причинные, целевые, временные, пространственные и другие отношения подчёркнуты лексическим значением именной основы. Препозиционализация имен существительных характерна прежде всего для научной, публицистической и деловой речи. Примеры: Он вежливо, но твердо ответил, что, к сожалению, не получил никаких указаний насчет журналистов (К.П.). Следует отметить, что конкурсы на получение прав недропользования в целях разработки руд проводятся только для государственных предприятий (Из газ). Он приказал в течение часа выпустить из ремонта те несколько танков, которые были уже почти готовы (К.С.). По мере продвижения отряда огонь стихает (К.С.). Мины шли по направлению к Школенко и пролетали дальше (К.С.).

Союз

    Понятие о союзе.

    Характеристика союзов по значению и передаваемым с их по мощью синтаксическим отношениям.

    Характеристика союзов по структуре, занимаемым позициям и употреблению.

    Иммиграционный потенциал союзов.

«Союзами называются служебные слова, связывающие предложения или члены предложения» [Грамматика–1960, т. 1, с. 665].

«Союз – это служебная часть речи, при помощи которой оформляется связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также (это относится лишь к некоторым союзам) связь между словоформами в составе простого предложения» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 713].

Употребление предлогов может вызывать целый ряд проблем, так как существуют случаи, когда другие слова с предлогами звучат так же, как предлоги, а пишутся по-разному. Написание предлогов может вызвать затруднения только в том случае, если не знать несколько простых правил, которые помогут понять, что именно перед вами: существительное с предлогом или отдельный предлог.

Итак, существует три способа написания предлогов: слитно, через дефис и раздельно.

Слитное написание предлогов.

Слитное написание будет правильным в случае со следующими производными предлогами: внутри, позади, посредством, несмотря, наперекор, навстречу, вслед, вроде, наподобие и другие. Наибольшие затруднения возникают при непонимании того, какая часть речи перед нами - предлог или существительное с предлогом? Давайте рассмотрим предлоги и примеры .

Ввиду или в виду?

  • Ввиду - предлог, если слово выражает причинно-следственное отношение между словами: Ввиду отсутствия улик, подозреваемого освободили из-под ареста. Ввиду обострения симптомов мы решили вызвать скорую . В обоих этих примерах предлог «ввиду» можно заменить предлогом «из-за» , который также имеет причинно-следственное значение.
  • В виду - существительное с предлогом, которое обозначает доступность для обозрения. Можно заменить за синонимическое словосочетание «в поле зрения», «в поле видимости» : Девочка весело резвилась в виду матери . Примечание . Устойчивое выражение иметь в виду пишется также раздельно!

Насчёт или на счёт?

  • Насчёт - предлог, который можно заменить предлогом о (об): Василий позвонил, чтобы договориться насчёт встречи. Я подошёл к начальнику, чтобы поговорить насчёт оплаты работы.
  • На счёт - существительное с предлогом: На счёт в банке поступила крупная сумма, о чём меня сразу известило оповещение . В этом словосочетании можно поставить ещё одно слово: на мой счёт, на указанный счёт и т.д.

Несмотря или не смотря?

  • Несмотря - предлог, который пишется слитно и является синонимичным предлогу вопреки: Несмотря на надвигающийся дождь, мы отправились в дорогу. Он встал и ушёл, несмотря на сильное желание остаться.
  • Не смотря - деепричастие, которое означает конкретное созерцательное действие, и частица: Не смотря под ноги, можно упасть и расшибиться. Он мчался вдаль, не смотря по сторонам.

Раздельное написание предлогов.

Раздельно пишутся следующие производные предлоги: в течение, в отношении, в продолжение, в отличие, по причине, за исключением, за счёт, по поводу, в меру, в области, в виду и другие.

В течение или в течении? В продолжение или в продолжении?

Словосочетания в течение и в продолжение также провоцируют много ошибок при написании. Ошибки эти допускаются из-за незнания всего одного правила: если это предлог - то на конце пишется , если существительное с предлогом - то -и.

Рассмотрим конкретные примеры:

В течение двух лет у него не получалось найти высокооплачиваемую работу. В течение недели лил дождь. Он подождал ещё в течение получаса, и только после этого ушёл домой. В этом случае предлог имеет временное значение.

В течении реки наблюдались изменения. В течении подводных рек всегда можно наблюдать некоторую закономерность. В этом случае имеется в виду конкретное течение - реки, океана, ручья и т.д.

Это же правило можно применить для предлога и словосочетания в продолжение - в продолжении, в отличие - в отличии и др.

Внимание . Слово впоследствии всегда пишется с буквой на конце, но является наречием, и не может выступать в роли предлога ни при каких условиях.

Написание предлогов через дефис.

Через дефис пишутся непроизводные предлоги-сращения: из-за, из-под и другие, в том числе и просторечные: Из-за болезни я не смогла вовремя выйти из отпуска. Из-под пола смешно торчал блестящий нос щенка.

Разделы: Русский язык

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена. Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Например:

  • сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам,
  • сделать подборку фразеологизмов на определенную тему составить словарик фразеологизмов,
  • сделать подборку примеров на определенную тему из художественной или учебной литературы,
  • изготовление учебных пособий (схем, опор, таблиц), составление кроссвордов по теме и др.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме и др.

Научить обрабатывать, обобщать информацию, полученную из учебной, научно-популярной литературы. Выработать умение формулировать проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся), решать проблемы на основании выдвинутых гипотез.

развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): Учитель объявляет тему урока и задает проблемный вопрос.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ученики высказывают свои предположения)

Учитель обобщает: при употреблении ПРЕДЛОГОВ возникает ряд вопросов, связанных с их значением, стилистической окраской. И сегодня мы попытаемся их разрешить. Для этого мы вместе соберем информацию о предлогах, обработаем ее с точки зрения языковой нормы и проведем исследование. А результатом будет мини-проект “Речь в защиту предлога ИЗ

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

I. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы. (Запись на доске.)

Встретиться по возвращени(и, ю) из командировки; принять решение по выяснени(и, ю) обстоятельств; по здравому рассуждени(и, ю); получить права по достижени(и, ю) совершеннолетия; получить посылку по предъявлени(и, ю) паспорта; поздравим лично по приезд(е, у).

Понаблюдайте,в каком значении употребляется в них предлог "ПО"?

(В значении ПОСЛЕ. Употребление предлога ПОСЛЕ носит нейтральный характер; ПО - книжный характер.)

II. Продолжаем собирать информацию о предлогах, выберите предлоги (речевая разминка).

  • Можно ли прийти домой с улицы?
  • Можно ли прийти домой со школы?
  • Можно ли принести с магазина мясо?
  • Можно ли принести со двора ведро?

(Предлоги В, НА - синонимы, им соответствуют антонимичные пары ИЗ, С; говорим: на улицу - значит - с улицы.

Значение предлогов В, НА - внутрь чего-либо, пространственные.)

Правильно ли "в этой связи"?

Какие части речи путают говорящие таким образом?

(Надо "в связи с…", то есть с тем, что было только что сказано…)

Можно ли так сказать:

"Благодаря снежным заносам движение прервано", "Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника"?

(Предлог БЛАГОДАРЯ не потерял еще своего первичного значения по связи с глаголом БЛАГОДАРИТЬ .)

Как же лучше сказать?

(Движение прервано из-за /ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ/ заносов).

В городском транспорте можно услышать: "оплатить за проезд", "уплатить за проезд".

Сопоставьте, какой вариант предпочтительнее с точки языковой нормы?

(В литературном языке принята беспредложная конструкция "оплатить что? проезд" и предложная конструкция "уплатить за проезд").

III. Это была речевая разминка перед более сложной работой, исследовательской работой. Всмотритесь в текст, что заметили?

1. Иду я со школы и вижу очередь возле книжной лавки, которая была большая и заинтересовавшая меня. 2. Я подошел более ближе, спросил, кто крайний, и выяснил, что дают. 3. Оказалось, что нужно заиметь лотерейный билет и с ним, если выиграешь, приобрести книгу или произведение. 4. Но настроение было у меня очень замечательное, я был уверен в то, что достанется повесть Бакланова "Альпийская баллада". 5. Получив билет, мне вручили желающую книгу.

(Текст требует правки, поскольку каждое предложение таит в себе несколько ошибок. Попробуем вместе откорректировать текст. Можно работать в группах или индивидуально).

В первом предложении три ошибки:

1 - иду из школы;
2 - придаточное определительное может быть отнесено и к очереди и к лавке, значит нужно переделать так, чтобы недоразумения не было;
3 - союз "и" связывает глагол и причастие.

Три ошибки и во втором предложении:

1 - или "более близко" или "ближе", т.е. или простая или составная форма сравнительной степени;
2 - спросил, кто последний;
3 - выяснил, что продают .

В третьем предложении четыре ошибки:

1 - нужно приобрести билет;
2 - вместо "с ним" написать "по нему",
3 - заменить слово “приобрести”, т.к. оно уже есть у нас;
4 - убрать слово "произведение".

В четвертом предложении фактическая ошибка: "Альпийскую балладу" написал Василь Быков. Убрать союз "но", убрать слово "очень", заменить указательное местоимение "то" на "том" (уверен в том).

В пятом предложении две ошибки:

1 - добавочное действие и основное должны относиться к одному предмету, следовательно, здесь деепричастный оборот нужно заменить придаточным предложением;
2 - заменить действительное причастие страдательным.

Как же грамотно должен звучать текст? (читает ученик).

Иду я из школы и возле книжной лавки вижу большую, заинтересовавшую меня очередь. Я подошел ближе, выяснил, что продают, и спросил, кто последний. Оказалось, что нужно приобрести литературный билет и по нему, если выиграешь, купишь книгу. Настроение у меня было замечательное, я был уверен в том, что мне достанется повесть Василя Быкова "Альпийская баллада". Когда я получил билет, мне вручили желаемую книгу.

В этом тексте не так много предлогов. И все же сможете вы их распознать? (Анализ исследования).

IV. Продолжим наблюдение. Укажите случаи ошибочного употребления падежных форм имени существительного с предлогом (Доска).

Наперекор - родителям, старших, судьбе.

согласно - приказа, распоряжению, данных..

благодаря - заботой, внимания, старанию.

Что вы скажете о предлогах СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР, БЛАГОДАРЯ с точки зрения происхождения?

(Это производные предлоги: СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР образовались из наречий, а БЛАГОДАРЯ - из деепричастия).

V. Предлагаю выборочную работу: один ученик записывает сочетания с производными предлогами; другой - с омонимичными частями речи. Класс работает в тетрадях в двух колонках.

в течение года; договориться насчет похода; задача на подобие треугольников; остаться, несмотря на уговоры; средства переведены на счет; в течении реки; мчался, не смотря под ноги; задача наподобие предыдущей; впоследствии вернуться обратно; быть дома вследствие дождя.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

В начале урока звучали примеры ошибочного употребления предлога С

"прийти со школы, с магазина, вернуться с Москвы." В ходе исследования мы пришли к выводу: грамотный человек будет говорить: "из школы, из магазина, из Москвы".

Попробуйте написать мини-проект Речь в защиту предлога ИЗ. Или сочинение-миниатюру о предлоге в любом жанре: сказки, интервью. Те, у кого сейчас нетворческое настроение, вспомните производные предлоги, которые пишутся раздельно, слитно, и составьте с ними предложения.

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

Работы учеников.

Речь в защиту предлога “ИЗ”
ученицы 7 класса
ЦИРКУНОВОЙ Ксении

Я считаю, что предлог "ИЗ " помогает нам правильно употреблять в своей речи словосочетания. Порой мы даже не замечаем услышанные нами грубые речевые ошибки как в речи детей, так и взрослых. Например, говорят "с магазина", хотя нужно "из магазина", т. к. мы пришли из здания, а не спустились с него. Всегда нужно стараться не допускать таких ошибок и говорить правильно.

Речь в защиту предлога " ИЗ " и "С "
ученика 7 класса
ТРОФИМОВА Вадима

В русском языке существуют предлоги "ИЗ" и "С", которые постоянно путают между собой. Некоторые ученики говорят: "Я пришел со школы". Это неправильно, так как получается, что ученик слез со школы. А правильно говорят: "Я пришел из школы". У этих предлогов есть синонимы и антонимы. Предлогу "ИЗ" синоним "С", а антоним "В" и "НА". Для того чтобы не путать предлоги, надо воспользоваться простым правилом: "Если в предложении указано точное место, то пиши предлог "ИЗ", а если нет - то "С". Например: "Он приехал с севера. Но приехал из Москвы".

Речь в защиту предлога "ИЗ "
ученицы 7 класса
СОЛОДЧУК Александры

Для чего нужен предлог "ИЗ"?

Во-первых, предлог "из" нужен для того, чтобы правильно говорить, чтобы не путать его с предлогом "с". Например: пришел из школы, вышел из дома. А не "пришел со школы, вышел с дома".

Во-вторых, предлог "из" нужен для того, чтобы в мире не сократилось разнообразие предлогов. Так, например, исчезнет предлог "из" и за ним исчезнут предлоги тесно связанные с ним: "с", "на", "в".

Говорите правильно, размышляйте, и тогда вы поймете, зачем же нужен предлог "из".

Д.З. - Закончить творческую работу дома.

Литература:

  1. Розенталь Д., Голуб И., Кохтев Н. Русский язык для школьников пятых-девятых классов. Путешествие в страну слов. – М: Издательский дом “Дрофа”, 1995. – с.168.
  2. Хазанова А. С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство в двух частях. – М: Владос, 1995. - Ч. 2. – с. 23.
  3. Сочинение. Практическое пособие. – М: “Московский лицей”, 1996. – с.16.