Open
Close

Органеллы передвижения временные или постоянные. Тема: «Одноклеточные животные». Общая характеристика простейших

К подцарству одноклеточных или простейшим относятся мельчайшие существа, тело которых состоит из одной клетки. Эти клетки представляют собой самостоятельный организм со всеми характерными для него функциями (обмен веществ, раздражимость, движение, размножение).

Тело одноклеточных может иметь постоянную (инфузория-туфелька, жгутиковые) или непостоянную форму (амебы). Основные компоненты тела простейших — ядро и цитоплазма . В цитоплазме простейших наряду с общеклеточными органоидами (митохондрии, рибосомы, аппарат Гальджи и др.) имеются специальные органоиды (пищеварительная и сократительная вакуоли), выполняющие функции пищеварения, осморегуляции, выделения. Почти все простейшие способны активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи ложноножек (у амебы и других корненожек), жгутиков (эвглена зеленая) или ресничек (инфузории). Простейшие способны захватывать твердые частицы (амеба), что называют фагоцитозом . Большинство простейших питаются бактериями и гниющими органическими веществами. Пища после заглатывания переваривается в пищеварительных вакуолях . Функцию выделения у простейших выполняют сократительные вакуоли , или специальные отверстия - порошица (у инфузории).

Простейшие обитают в пресных водоемах, морях и почве. Подавляющее большинство простейших обладает способностью к инцистированию , то есть образованию при наступлении неблагоприятных условий (понижение температуры, высыхание водоема) стадии покоя - цисты , покрытой плотной защитной оболочкой. Образование цисты - не только приспособление к выживанию при неблагоприятных условиях, но и к распространению простейших. Попав в благоприятные условия, животное покидает оболочку цисты, начинает питаться и размножаться.

Размножение простейших происходит путем деления клетки на две (бесполое); у многих наблюдается половой процесс. В жизненном цикле у большинства простейших чередуются бесполое и половое размножение.

Одноклеточных насчитывают свыше 90 000 видов. Все они эукариоты (имеют обособленное ядро), но находятся на клеточном уровне организации.

Амеба

Представителем класса корненожки является амеба обыкновенная. В отличие от многих простейших, она не имеет постоянной формы тела. Передвигается с помощью ложноножек, служащих и для захвата пищи — бактерий, одноклеточных водорослей, некоторых простейших.

Окружив добычу ложноножками, пища оказывается в цитоплазме, где вокруг нее образуется пищеварительная вакуоль. В ней под влиянием пищеварительного сока, поступающего из цитоплазмы, происходит пищеварение, в результате которого образуются пищеварительные вещества. Они проникают в цитоплазму, а непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу.

Амеба дышит всей поверхностью тела: растворенный в воде кислород путем диффузии прямо проникает в ее организм, а образующийся в клетке при дыхании углекислый газ выделяется наружу.

Концентрация растворенных веществ в теле амебы больше, чем в воде, поэтому вода непрерывно накапливается и ее избыток выводится наружу с помощью сократительной вакуоли . Эта вакуоль участвует и в удалении из организма продуктов распада. Размножается амеба делением. Ядро делится надвое, обе половинки его расходятся, между ними образуется перетяжка, а затем из одной материнской клетки возникают две самостоятельные, дочерние клетки.

Амеба относится к пресноводным животным.

Эвглена зеленая

В пресных водоемах обитает еще один широко распространенный вид простейших животных - эвглена зеленая . Она имеет веретенообразную форму, наружный слой цитоплазмы уплотнен и образует оболочку, способствующую сохранению этой формы.

От переднего конца тела у эвглены зеленой отходит длинный тоненький жгутик, вращая которым, эвглена передвигается в воде. В цитоплазме эвглены расположено ядро и несколько окрашенных овальных телец - хроматофоров , содержащих хлорофилл. Поэтому на свету эвглена питается как зеленое растение (автотрофно). Находить освещенные места эвглене помогает светочувствительный глазок.

Если эвглена долго находится в темноте, то хлорофилл исчезает и она переходит к гетеротрофному способу питания, то есть питается готовыми органическими веществами, всасывая их из воды всей поверхностью тела. Дыхание, размножение, деление надвое, образование цисты у эвглены зеленой сходны с таковыми у амебы.

Вольвокс

Среди жгутиковых встречаются колониальные виды, например, вольвокс .

Форма его шаровидная, тело состоит из студенистого вещества, в которое погружены отдельные клетки - члены колонии. Они мелкие, грушевидные, имеют по два жгутика. Благодаря согласованному движению всех жгутиков вольвокс передвигается. В колонии вольвокса есть немного клеток, способных к размножению; из них образуются дочерние колонии.

Инфузория-туфелька

В пресных водоемах часто встречается еще один вид простейших - инфузория-туфелька , получившая свое название из-за особенностей формы клетки (в виде туфельки). Органоидами передвижения ей служат реснички. Тело имеет постоянную форму, так как покрыто плотной оболочкой. У инфузории-туфельки имеются два ядра: большое и малое.

Большое ядро регулирует все жизненные процессы, маленькое - играет важную роль в размножении туфельки. Питается инфузория бактериями, водорослями и некоторыми простейшими. С помощью колебаний ресничек пища попадает в ротовое отверстие , затем - в глотку , на дне которой образуются пищеварительные вакуоли , где происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки удаляются через особый орган - порошицу . Функцию выделения осуществляет сократительная вакуоль .

Размножается, как и амеба - бесполым путем, однако для инфузории-туфельки характерен и половой процесс. Он состоит в том, что две особи объединяются, между ними происходит обмен ядерным материалом, после чего они расходятся (рис. 73).

Такой вид полового размножения называют конъюгацией . Таким образом, среди пресноводных простейших животных наиболее сложное строение имеет инфузория туфелька.

Раздражимость

Характеризуя простейшие организмы, следует обратить особое внимание еще на одно их свойство - раздражимость . Простейшие не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клетки и способны отвечать на них движением — таксисом , перемещаясь в направлении раздражителя или от него.

Простейшие обитающие в морской воде и почве и другие

Почвенные простейшие - это представители амеб, жгутиковых и инфузорий, которые играют важную роль в почвообразовательном процессе.

В природе простейшие участвуют в круговороте веществ, выполняют санитарную роль; в цепях питания составляют одно из первых звеньев, являясь пищей для многих животных, в частности рыб; принимают участие в образовании геологических пород, и по их раковинам определяют возраст отдельных геологических пород.

Выберите один правильный ответ

А1. Одноклеточные животные были открыты 1) Р. Гуком 2) А. Левенгуком 3) К. Бэром 4) К. Линнеем

А2. У какой группы организмов клеточный уровень организации совпадает с организменным 1) одноклеточные 2) бактериофаги 3) многоклеточные 4) вирусы

А3. Простейшие животные – эукариоты, так как их клетки 1) имеют оформленное ядро 2) имеют оболочку из клетчатки 3) содержат сократительные вакуоли 4) содержат ДНК, замкнутую в кольцо

А4. Клетки простейших имеют наибольшее сходство с клетками 1) бактерий 2) прокариот 3) многоклеточных животных 4) одноклеточных растений

А5. Какой газ выделяется при дыхании обыкновенной амёбы и инфузории туфельки 1) кислород 2) азот 3) углекислый газ 4) угарный газ

А6. Что происходит с амёбой в неблагоприятных условиях среды 1) усиленно питается 2) быстро делится 3) превращается в цисту 4) начинает активно передвигаться

А7. Все функции целого организма выполняет клетка 1) инфузории туфельки 2) гидры пресноводной 3) печени человека 4) кровеносной системы птицы

А8. В отличии от других животных зелёная эвглена

1) способна к фотосинтезу 2) поглощает кислород при дыхании 3) активно передвигается 4) реагирует на изменения окружающей среды

А9. Животные, как правило, питаются 1) только минеральными веществами 2) органическими веществами, которые сами производят из неорганических 3) готовыми органическими веществами 4) веществами, которые образуются в клетках тела при окислении органических веществ



А10. В какие подцарства объединяют животных 1) беспозвоночные и позвоночные 2) членистоногие и хордовые 3) одноклеточные и многоклеточные 4) птицы и млекопитающие

А14. Передвижение амёбы осуществляется с помощью 1) жгутиков 2) ресничек 3) ложноножек 4) ножек А15. К жгутиконосцам относится 1) возбудитель малярии 2) возбудитель сонной болезни 3) возбудитель холеры 4)возбудитель дизентерии

А16. Светочувствительным органоидов в клетке эвглены зелёной является 1) стигма 2) хроматофор 3) пелликула 4) ядро

А17. Промежуточным хозяином малярийного плазмодия является 1) комар 2) личинка комара 3) москит и его личинка 4) человек

19. Гаметы малярийного плазмодия образуются в 1) пищеварительной системе комара 2) пищеварительной системе человека 3) эритроцитах человека 4) гепатоцитах человека

А20. Большое ядро инфузории туфельки имеет набор хромосом 1) гаплоидный 2) диплоидный 3) триплоидный 4) полиплоидный

А21. Непереваренные остатки пищи у инфузории туфельки выводятся через 1) клеточный рот 2) порошицу 3) сократительную вакуоль 4) пищеварительную вакуоль

А22. При конъюгации клеток инфузории туфельки происходит 1) обмен фрагментами хромосом 2) обмен большими ядрами 3) обмен малыми ядрами 4) обмен гаплоидными подвижными ядрами

А25. Мел и известняк образовались из раковин 1) трилобитов 2) фораминифер 3) кальмаров 4) морских лилий

А26. Малярийный плазмодий относится к 1) консументам 2) хищникам 3) продуцентам 4) мутуалистам

А27. Выберите неверное утверждение. Клетка простейших может иметь… 1) жгутик 2) более одного ядра 3) кутикулу 4) сократительную вакуоль

А29. Движется с помощью жгутиков 1) амёба обыкновенная 2) фораминиферы 3) амёба дизентерийная 4) лямблия

А30. Поглощение жидких веществ амёбой называется 1) плазмолизом 2) экзоцитозом 3) пиноцитозом 4) фагоцитозом

А31. В половом процессе инфузорий основную роль играет 1) малое ядро 2) большое ядро 3) оба ядра 4) цитоплазма

А32. Сократительная вакуоль инфузории – это органоид 1) выделения 2) размножения 3) пищеварения 4) дыхания

А33. Какой способ размножения у амёбы 1) спорогенез 2) конъюгация 3) половое и бесполое 4) бесполое А34. Какие простейшие образуют колонии 1) амёба 2) вольвокс 3) лямблии 4) инфузория туфелька

А36. Две сократительные вакуоли имеются у 1) эвглены зелёной 2) амёбы обыкновенной 3) радиолярии 4) инфузории туфельки

В1. Выберите признаки, относящиеся к простейшим животным

А) клетка – целостный организм Б) органеллы передвижения временные или постоянные В) эукариотические одноклеточные организмы Г) прокариотические одноклеточные организмы Д) многоклеточные организмы Е) реагируют на изменение окружающей среды с помощью рефлекса

В2. Установите соответствие между представителями и классами, к которым они относятся

1) эвглена зелёная 2) амёба протей Б) Жгутиковые 3) вольвокс 4) амёба дизентерийная 5) лейшмания 6) лямблия?

А) Саркодовые Б) Жгутиковые

А) мутация Y -хромосомы

Б) мутация Х-хромосомы

В) мутация в хромосомах клетки печени

Г) мутация в яйцеклетке

Д) мутация в клетках кожи

Е) мутация в нервных клетках

23. В чем заключается биологический смысл гипотезы чистоты гамет?

24. Объясните, как связаны открытия Г. Менделя с открытием мейоза,

гена, структуры и функций ДНК.

25. Какова роль наследственности и изменчивости в формировании приспособленности организмов к условиям окружающей среды?

26. В последние десятилетия люди очень озабочены проблемами сохранения окружающей среды. Назовите несколько причин для такой озабоченности.

27. Выберите явления, имеющие отношение к результатам отдаленной гибридизации.

А) Снижение продуктивности первого поколения гибридов

Б) Создание «бестера» - гибрида белуги и стерляди

В) Усиление продуктивности гибридов первого поколения

Г) Выявление рецессивных признаков у первого поколения

Д) Отсутствие потомства у особей первого поколения

Е) Возрастание плодовитости гибридов

28. Назовите три научных теории.

А) Установление структуры ДНК

Б) Учение о строении цветка

В) Учение о хромосомной наследственности

Г) Учение об эволюции органического мира

Д) Открытие ядра в клетке

Е) Утверждение о единстве строения живых организмов

29. Соотнесите фамилии известных селекционеров и их научные работы.

30. Три фермера конкурента занимаются селекцией картофеля. У каждого различные методы селекции. Первый выводит несколько чистых линий, скрещивает их между собой в разных комбинациях, полученные гибриды отбирает и снова повторяет цикл. Второй ежегодно скрещивает гетерозисные формы друг с другом. Третий берет две чистые линии и повторяет методику первого фермера. Кто из фермеров победит в этой конкуренции? Ответ докажите.

31. Расположите в правильной последовательности этапы создания генетически измененных организмов.

А) Введение вектора гена в бактериальную клетку

Б) Отбор клеток с дополнительным геном

В) Создание условий для наследования и экспрессии гена

Г) Объединение созданного гена с вектором

Д) Получение гена, кодирующего интересующий признак

Е) Практическое использование трансформированных клеток для

продуцирования белка

Примечание. Вектор гена - это молекула ДНК, способная к репликации в той клетке, в которую будут подсаживать ген.

32.Какие науки являются теоретической основой селекции?

33. В чем заключаются прогрессивные черты таких направлений, как

биотехнология и генная инженерия?

34. В чем заключаются этические проблемы клонирования людей?

Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ,

ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Чем отличаются грибы от растений?

2. По каким признакам отличают царство грибов от царства
животных?

3. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению
с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

4. Чем отличается семя сосны от споры папоротника и в чём
их сходство?

5. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у
растений в процессе эволюции? Приведите не менее трёх
примеров.

6. По каким признакам растения семейств Лилейные и Злаки
относят к классу Однодольные? Укажите не менее 4-х при-
знаков.

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера
предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу
Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду
и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое
уплощенное тело. 4. У них более развита нервная система, чем у
кольчатых червей. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

8. Чем отличается кровеносная система членистоногих от
кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают эти отличия.

9. Один из ароморфозов у насекомых - появление трахейного
дыхания. Каково строение трахей и их значение в жизни
насекомых?

10. Чем костные рыбы отличаются от хрящевых? Назовите
не менее 3-х отличий.

11. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить
сушу?

12. Почему крокодилов и водных черепах относят к классу Пре-
смыкающиеся? Укажите не менее 4-х признаков.

13. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не
менее трех примеров.

14. Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.

15. Какие функции выполняют кожные железы млекопитающих?

16. Укажите признаки, по которым вибрион отличается от бактериофага.

А) Состоит из РНК и белка

Б) Размножается делением

В) Имеется кольцевая ДНК, расположенная в цитоплазме

Г) Прикрепляется к бактериальной клетке

Д) Относится к прокариотам

Е) Проявляет свойства жизни только внутри организма

17. Выберите имена ученых, внесших серьезный вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями.

А) Ч. Дарвин

Б) И.П. Павлов

В) Л. Пастер

Г) И.И. Мечников

Д) И.М. Сеченов

18. Выберите пункты, указывающие на роль бактерий в природе.

А) Образуют плесень на продуктах

Б) Разрушают мертвые органические вещества до минеральных

В) Образуют микоризы с растениями

Д) Живут в симбиозе с водорослью, образуя лишайник

Е) Улучшают азотное питание растений

19. Выберите правильные утверждения.

А) Мхи относятся к споровым растениям

Б) Спорофитом кукушкина льна является листостебельная часть растения

В) У мхов впервые появляются проводящие ткани

Г) Оплодотворение у мхов не зависит от воды

Д) У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов

Е) Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях

20. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина

льна и сфагнума.

А) Есть ризоиды

Б) Есть фотосинтезирующие клетки

В) Есть воздухоносные клетки

Г) Есть спорангии

Д) Образует гаметы

Е) Спорофиты представлены несколькими спорангиями

21. Выберите признаки покрытосеменных растений.

А) Оплодотворение происходит с участием воды

Б) Спорофит представлен спорангием со спорами

В) Гаметофит представлен пылинкой

Г) Оплодотворение происходит в цветке

Д) Семена располагаются открыто на чешуях побегов

Е) Встречаются все жизненные формы

22. Соотнесите признаки растений с отделами, в которых они находятся.

23. Расставьте растения в той последовательности, в которой их предки появились на Земле.

А) Папоротник орляк

Б) Цианеи

Д) Кукушкин лен

24. Чем отличаются покрытосеменные растения от растений остальных

25. В чем проявляется разнообразие и приспособленность покрытосеменных к образу жизни?

26. Почему покрытосеменные растения нуждаются в особенной охране?

27. Назовите приспособления растений, которые одновременно служили бы адаптациями к противоположным условиям среды (холод - жара, засуха -влага и т.д.).

28. Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным.

А) Клетка - часть целого организма

Б) Органеллы передвижения временные или постоянные

В) Эукариотические одноклеточные организмы

Г) Прокариотические одноклеточные организмы

Д) Способ полового размножения некоторых представителей -

конъюгация (обмен ядрами)

29. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным.

А) Трехслойное строение тела

Б) Двусторонняя симметрия

В) Двуслойное строение тела

Г) В цикле развития присутствует стадия полипа

Е) Тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

30. Выберите признаки малощетинковых кольчатых червей.

Б) Тело сегментировано

В) Кишечник сквозной

Г) Гермафродиты

Д) Пищеварительной системы нет

Е) Кровеносной системы нет

31. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат.

32. Соотнесите признаки отрядов насекомых.

33. Соотнесите ароморфозы с классами животных, в которых они произошли.

34. Установите последовательность, в которой в соответствии со школьным учебником возникли перечисленные классы животных.

А) Многощетинковые кольчецы

Б) Насекомые

В) Саркодовые

Г) Сосальщики

Д) Пресмыкающиеся

Е) Земноводные

Ж) Двустворчатые моллюски

35.Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?

36. Найдите ошибки в тексте:

1. Кишечнополостные - трехслойные, беспозвоночные животные.

2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.

37. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода - это значительный ароморфоз в процессе эволюции животных.

Дата: __________ Контроль знаний по разделу «Беспозвоночные животные» Вариант 1

учени____ 7 «__» класса

Задания уровня А

Инструкция для учащихся

А1. Тип питания животных сходен с питанием:

    Растений 3. Грибов

    Водорослей 4. Бактерий

А2. Птицы в пищевых цепях занимают место:

    Продуцентов 3. Консументов

    Редуцентов 4. Всех указанных компонентов

А3. К фотосинтезу способна:

    Эвглена зелёная 3. Инфузория-туфелька

    Амёба обыкновенная 4. Лямблия кишечная

А4. Движется с помощью жгутиков:

    Амеба обыкновенная 3. Плазмодий малярийный

    Инфузория трубач 4. Лямблия печёночная

А5. У медузы нет:

    Эктодермы 3. Энтодермы

    Мезодермы 4. Нервных клеток

А6. У ленточных червей нет системы:

    Пищеварительной 3. Нервной

    Выделительной 4. Половой

А7. У бычьего цепня пищеварение:

    Кишечное 3. Внутриклеточное

    И кишечное, и внутриклеточное 4. Отсутствует

А8. В лёгких человека аскарида:

    Размножается 3. Находится во взрослой стадии

    Находится в стадии личинки 4. Не присутствует ни в одной из форм

А9. Какое из свойств дождевых червей использовали при строительстве подводных лодок?

    Способность червя жить под водой

    Способность плавать в толще воды и на её поверхности

    Способность восстанавливать утраченную часть тела

    Сегментацию тела

А10. Новой системой органов, возникшей в процессе эволюции у членистоногих, является:

    Пищеварительная 3. Дыхательная

    Кровеносная 4. Нервная

А11. Четыре пары ходильных ног у:

    Клеща 3. Кольчатого червя

    Бабочки 4. Жука

А12. С полным превращением развивается:

    Майский жук 3. Пустынная саранча

    Постельный клоп 4. Таракан рыжий

А 13.Куколки не бывает у:

    Овода лошадиного 3. Жука-носорога

    Клопа-солдатика 4. Комара обыкновенного

А14. Переносчики возбудителей заразных заболеваний встречаются среди представителей отряда:

    Перепончатокрылых 3. Чешуекрылых

    Жесткокрылых 4. Двукрылых

А15. Опасным вредителем сельского хозяйства является:

    Бражник мертвая голова 3. Большая переливница

    Озимая совка 4. Крапивница

Задания уровня В

Инструкция для учащихся

В1. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным.

А) Трёхслойное строение тела

Б) Двусторонняя симметрия

В) Двухслойное строение тела

Г) В цикле развития присутствует стадия полипа

Е) Тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи

Ответ: _________________

Инструкция для учащихся

В2. Соотнесите признаки отрядов насекомых:

Признаки насекомых: Отряды:

    Личинка и имаго занимают разные среды обитания А) Чешуекрылые

    Ротовой аппарат грызущего типа Б) Прямокрылые

    Передние крылья жёсткие, задние – тонкие

    Ротовой аппарат превращён в хоботок

    Развитие прямое

    В стадии развития присутствует куколка

Задания уровня С

Инструкция для учащихся

С1. Назовите меры профилактики заражения человека круглыми червями.

Дата: __________ Контроль знаний по разделу «Беспозвоночные животные» Вариант 2

учени____ 7 «__» класса

Ф.И._________________________________

Задания уровня А

Инструкция для учащихся . При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа.

А1. Клетки животных в отличие от клеток растений:

    Безъядерные 3. Имеют другой генетический код

    Не имеют клеточной стенки 4. Не имеют митохондрий

А2. Общим свойством всех животных считается:

    Многоклеточность 3. Способность к автотрофному питанию

    Эукариотическое строение клеток 4. Наличие нервной системы

А3. Движется с помощью ресничек:

    Инфузория стилонихия 3. Эвглена зелёная

А4. К типу Кишечнополостные не относится:

    Медуза – корнерот 3. Коралловый полип

    Гидра пресноводная 4. Белая планария

А5. Общим признаком Плоских червей является:

    Трёхслойное строение тела 4. Лучевая симметрия

А6. Промежуточный хозяин – малый прудовик в цикле развития:

    Широкого лентеца 3. Бычьего цепня

    Свиного солитера 4. Печёночного сосальщика

А7. У аскариды:

    Двусторонняя симметрия тела и три слоя клеток

    Лучевая симметрия и три слоя клеток

    Два слоя клеток и лучевая симметрия

    Два слоя клеток и двусторонняя симметрия

А8. Кольчатые черви отличаются от круглых:

    Двусторонней симметрией 3. Сквозным кишечником

    Наличием полости тела 4. Наличием кровеносной системы

А9. Главным систематическим признаком типа Членистоногие является:

    Незамкнутая кровеносная система

    Развитие с полным превращением

    Трахейное дыхание

    Сегментация тела и конечностей

А10. Жабрами дышит:

    Жук-плавунец 3. Речной рак

    Паук тарантул 4. Медуза обелия

А11. Одинаковое число пар ходильных ног имеют:

    Паук и жук 3. Клещ и стрекоза

    Скорпион и клещ 4. Муха и медуза

А12. Неполное превращение свойственно:

    Бабочке Павлиний глаз 3. Стрекозе-коромыслу

    Жуку-пожарнику 4. Мухе домашней

А13. Личинки насекомых, живущие в воде, дышат:

    Жабрами 3. Трахейными жабрами

    Трахеями 4. Поверхностью тела

А14. Колорадский жук вредит:

    Капусте 3. Пшенице

    Свекле 4. Картофелю

А15. В биологической борьбе с вредителями сельского хозяйства используют:

    Рогохвостов 3. Жалящих ос

    Слепней 4. Наездников

Задания уровня В

Инструкция для учащихся . Выберите несколько верных ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В1. Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным.

А) Клетка- часть целого организма

Б) Органоиды передвижения временные или постоянные

В) Эукариотические одноклеточные организмы

Г) Прокариотические одноклеточные организмы

Д) Способ полового размножения некоторых представителей- конъюгация (обмен ядрами)

Ответ:______________

Инструкция для учащихся . Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В2. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат.

Признаки: Классы:

1) Тело состоит из головогруди и брюшка А) Паукообразные

2) Четыре пары ходильных ног Б) Насекомые

3) Тело состоит из головы, груди и брюшка

4) Три пары ходильных ног

5) Глаза простые и сложные

6) Несколько пар простых глаз

Задания уровня С

Инструкция для учащихся . Дайте краткий или полный (развернутый ответ).

С1.Охарактеризуйте роль моллюсков в природе.

(Protozoa), таксономическая группа микроскопических, в принципе одноклеточных, но иногда объединенных в многоклеточные колонии организмов. Примерно 30 000 описанных видов. Все простейшие - эукариоты, т.е. их генетический материал, ДНК, находится внутри окруженного оболочкой клеточного ядра, что отличает их от прокариотных бактерий, у которых оформленное ядро отсутствует. Структурные и физиологические признаки . Хотя тело простейших состоит из единственной клетки, это полноценные организмы, координированно осуществляющие все жизненно необходимые функции, включая питание, выделение продуктов распада и размножение. Большинство простейших - гетеротрофы, т.е., подобно животным, питаются готовыми органическими веществами, присутствующими в окружающей среде. Однако некоторые виды содержат пигмент хлорофилл и, как растения, способны, используя солнечную энергию, образовывать (фотосинтезировать) органические вещества (углеводы) из неорганических, т.е. питаться автотрофно. В связи с этим простейших относили то к растениям, то к животным, то выделяли в особую группу. Одна из современных классификационных схем помещает простейших вместе с одноклеточными водорослями и некоторыми другими организмами в царство протистов (Protista), в рамках которого простейшие считаются самостоятельным подцарством. Основные группы . Форма и строение клеток простейших весьма разнообразны; для некоторых групп характерны поверхностные чешуйки, раковины и даже сложно устроенные твердые скелеты. Однако по способу локомоции (речь идет прежде всего о свободноживущих, не паразитических организмах) их можно разделить на три главные группы: 1) жгутиковые, передвигающиеся с помощью немногих, но длинных нитевидных придатков (жгутиков); 2) ресничные (инфузории), использующие для этой цели обычно многочисленные, но короткие волосовидные структуры (реснички); 3) амебоидные (корненожки), «перетекающие» по твердому субстрату благодаря изменениям формы клетки. Некоторые очень мелкие паразитические виды обходятся без локомоции.

Самые мелкие простейшие относятся к роду

Некоторые простейшие покрыты органическими или минерализованными чешуйками, панцирями и раковинками, различными по строению и составу, или же обладают жестким внутриклеточным скелетом, обычно представляющим собой сложную решетчатую структуру.

Физиология . Простейшие фотосинтезируют органику (автотрофы) либо поглощают из среды органику (гетеротрофы), или же используют оба способа питания (миксотрофы). Гетеротрофы либо всасывают растворенные вещества поверхностью клетки (осмотрофы), либо заглатывают с помощью различных механизмов твердую пищу (фаготрофы), включая другие организмы (в том числе простейших), иногда преследуя для этого добычу. Твердые продукты обмена удаляются из клетки в окружающую среду путем слияния содержащих их вакуолей с наружной мембраной, иногда в специализированном ее участке (клеточной порошице, цитопрокте). Избыток воды с некоторыми растворенными метаболическими отходами активно выкачивается наружу сократительными вакуолями.

Дыхание простейших бывает анаэробным (бескислородным) или аэробным (требующим кислородной среды). Для облигатных анаэробов кислород вреден, и в богатой им среде они гибнут. Некоторые облигатные анаэробные простейшие в бедных кислородом водных местообитаниях дышат с помощью симбиотических бактерий. Интенсивность дыхания прямо пропорциональна температуре, а также зависит от типа метаболизируемого субстрата, т.е. молекул, расщепляемых для получения энергии, и таксономической группы.