Open
Close

Д. И. Фонвизин "Недоросль". Недоросль Фонвизин недоросль главные герои презентация


Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик середины 18 века Русский драматург и переводчик середины 18 века. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль» Представитель эпохи классицизма в русской литературе Представитель эпохи классицизма в русской литературе


Классицизм и его основные принципы в искусстве Культ разума Культ разума Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.


Назовите известных вам представителей классицизма в русской и зарубежной литературе Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов Гавриил Романович Державин Гавриил Романович Державин Жан-Батист Мольер Жан-Батист Мольер Николя Буало-Депрео Николя Буало-Депрео


Драматургия Драматургией называются все литературные произведения, предназначенные для постановки на сцене (в театре). Драматургией называются все литературные произведения, предназначенные для постановки на сцене (в театре). драматургия трагедиякомедиядрама


Знаете ли вы, что означают эти театральные термины? Диалог Диалог Монолог Монолог Ремарка Ремарка Акт(действие) Акт(действие) Явление (сцена) Явление (сцена) Разговор двух или более персонажей Разговор двух или более персонажей Речь, рассказ, выражение мыслей от первого лица Речь, рассказ, выражение мыслей от первого лица Авторские указания об обстановке действия, состоянии героев, их мимике и жестах Авторские указания об обстановке действия, состоянии героев, их мимике и жестах Часть пьесы, связанная с единством места действия Часть пьесы, связанная с единством места действия Часть действия, меняющаяся с переменой количества действующих лиц на сцене Часть действия, меняющаяся с переменой количества действующих лиц на сцене


Д ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ ЯВЛЕНИЕ VIII Г-жа Простакова (входя). В Все ли с тобой, Митрофанушка? Митрофан. Ну, да уж не заботься. Г-жа Простакова (Стародуму). Мы пришли, батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою. (Мужу и сыну.) Кланяйтесь. Стародум. Какою, сударыня? Г-жа Простакова. Во-первых, прошу милости всех садиться. се садятся, кроме Митрофана. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших... даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть, не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен? Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь. Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например? Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматика.




Ответьте на вопросы К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? трагедия комедия драма Какие проблемы современного ему общества высмеивает Фонвизин? Какие проблемы современного ему общества высмеивает Фонвизин? Крепостное право Воспитание дворянской молодежи Защита Отечества Глупость и самодурство помещиков Назовите главных персонажей комедии «Недоросль» Назовите главных персонажей комедии «Недоросль» Правдин Стародум Митрофан Еремеевна


Одна из особенностей комедии «Недоросль» - говорящие имена и фамилии. Попробуйте определить, что говорит имя о герое. Софья Софья Милон Милон Стародум Стародум Простакова Простакова Скотинин Скотинин Правдин Правдин От греч. «софия» - мудрость От греч. «софия» - мудрость Милый, любимый Милый, любимый Мудрец (думающий старец) Мудрец (думающий старец) Простодушная до глупости Простодушная до глупости Подобный скоту Подобный скоту Любящий правду Любящий правду

ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ

(1745–1792)


Денис Иванович Фонвизин родился 3(14) апреля 1745 года в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в XVIII писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин недаром о нем сказал: «Он из перерусских русский».

1759–1762 – гимназия при Московском университете

«Острые слова мои, - вспоминает Фонвизин, - носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным».



1782г. – комедия «Недоросль»

Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной

А.С.Пушкин «Послание к цензору »

Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту веселую пьесу. Не сразу нашла она путь на сцену. Но когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, «публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потемкин, говорят, сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».


Особенности драмы как рода литературы

Основа драмы – действие;

речь героя – главное средство создания образа;

отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения;

важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.);


  • Изображение повседневной жизни, людских пороков
  • Герои – люди низкого сословия; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев
  • Говорящие фамилии
  • Одна идея

Основные правила классической комедии

  • Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)
  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
  • Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)
  • Установка на разговорный язык
  • Счастливый конец

Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит. Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях. Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни - личная выгода. С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им. Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое. Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

Слайд 2

Цельисследования: ознакомиться с жизнью и творчеством Д. И. Фонвизина и с его комедией «Недоросль» Задачи: 1. Изучить биографию Д. И. Фонвизина; 2.Познакомиться с историей возникновения комедии «Недоросль»; 3.Дать характеристику героям данной комедии; 4.Узнать значение и современное звучание комедии. Практическая значимость работы: материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 9 классе.

Слайд 3

Фонвизин Денис Иванович (1744 - 1792), драматург, прозаик.Родился 14 апреля в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование. В 1755 - 60 учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года - на философском факультете университета В 1769 Фонвизин стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел - Н.Панина, воспитателя наследника престола. Их сближали оппозиционное отношение к правительству Екатерины II, убежденность, что России нужны "фундаментальные законы". В 1777 - 78 совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы. В обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта, Фонвизин создал самое значительное свое произведение - комедию "Недоросль" (1781). В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения. В марте 1782, после отстранения Панина от дел, подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 публикует ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная российской Миневре от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого". В 1784 - 85 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи. Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы). 1 декабря 1972 Фонвизин скончался в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.1 Фонвизин Денис Иванович (1744-1792г.)

Слайд 4

Комедия Фонвизина - это пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо. Слово «недоросль» до комедии Фонвизина не несло отрицательной семантики. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, т. е. возраста, опреде­ленного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. Митрофанушка учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.

Слайд 5

История создания комедии

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену. Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков.» А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Слайд 6

Действующиелица Простаков. Госпожа Простакова - жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено. Митрофан - сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»). Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофанова. Правдин. Стародум - дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье. Софья - племянницаСтародума. Милон - возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение. Господин Скотинин - брат госпожи Простаковой. Кутейкин - семинарист. Цыфиркин - отставнойсержант. Вральман - учитель. Тришка - портной-самоучка. СлугаПростакова.

Слайд 7

Простаковы

Г-жа Простокова ПРОСТОКОВ

Слайд 8

Скотинин

  • Слайд 9

    Митрофанушка

  • Слайд 10

    Второстепенные герои

    софья стародум

    Слайд 11

    правдин милон

    Слайд 12

    кутейкин цифиркин

    Слайд 13

    еремеевна вральман

    Слайд 14

    Значение комедии

    Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы - непреходяще: Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»

    Слайд 15

    Факты

    Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину. Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.

    Слайд 16

    Современное звучание комедии

  • Слайд 17

    Список литературы

    1. Фонвизин, Д.И. Недоросль. / Д.И. Фонвизин – [Электронный ресурс]. – http://ilibrary.ru/text/1098/p. 5/index.html 2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. / В.Г. Белинский – М.: Просвещение, 1954. – 647 с. 3. Всеволодский-Гернгросс, В.Н. Фонвизин-драматург. / В.Н. Всеволодский-Гернгросс – М.: Просвещние, 1960. – 141 с. 4. Глухов, В.И. Становление реализма в русской литературе XVIII – начала XIX в. / В.И. Глухов – Волгоград: Наука, 1976. – 167 с. 5. Гуковский, Г.А. Очерки русской литературы XVIII в. / Г.А. Гуковский – Л.: Книга, 1938. – 318 с. 6. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII в. / Г.А. Гуковский – [Электронный ресурс]. – http://obuk.ru/science/39261-gukovskijj-g.a.-russkaja-literatura.html 7. Ключевский, В.О. Литературные портреты. / В.О. Ключевский – М.: Просвещение, 1991. – 256 с. 8. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII в. / О.Б. Лебедева – [Электронный ресурс]. – http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/fonv.html#4 9. Лебедева, О.Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. / О.Б. Лебедева – Томск: Наука, 1996. – 327 с. – ISBN 978–5–98916–018–1 10. Макогоненко, Г.П. От Фонвизина до Пушкина. / Г.П. Макогоненко – [Электронный ресурс]. – http://www.repetitor.org/materials/fonvizin1.html 11. Орлов, П.А. История русской литературы XVIII века. / П.А. Орлов – [Электронный ресурс]. – http://www.twirpx.com/file/71847/ 12. Пигарев, К.В. Творчество Фонвизина. / К.В. Пигарев – [Электронный ресурс]. – http://www.repetitor.org/materials/fonvizin2.html 13. Сахаров, В.И.Д.И. Фонвизин. Сатиры смелый властелин. / В.И. Сахаров – [Электронный ресурс]. – http://archives.narod.ru/Fonvizin.htm

    Посмотреть все слайды

    Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»

    Урок литературы 8 класс


    Д.И. Фонвизин 1745-1792

    Родился в Москве. Отец его, помещик, служил в Москве чиновником и отличался прямотой, честностью и неподкупностью.


    • В 1755-1760 годах он учился в дворянской гимназии при Московском универсисетете.
    • В 1761 году по заказу одного из московских книгопродавцов Фонвизин перевёл с немецкого басни основоположника датской литературы Людвига Гольберга . Всего Фонвизин перевёл 228 басен.

    • В 1768 был написан "Бригадир", который произвел сильнейшее впечатление.
    • 14 мая 1783 на сцене московского театра Медокса состоялась премьера комедии "Недоросль", имевшая большой успех.

    Умер Фонвизин в декабре 1792 г. и похоронен в Александро-Невской лавре.



    Дворянин, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. (во времена Фонвизина).

    • Недоросль-балбес, тупица, подросток (сейчас).

    Простакова

    урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию).


    Простакова

    Центральный отрицательный персонаж:

    • необразованна, невежественна, злобна;
    • принадлежит власть в семье;
    • двулична;
    • безумно любит сына.

    Простаков

    простак,

    глупец.


    Простаков

    • Безвольный и слабый;
    • Подчиняется супруге и боится её;
    • Не имеет своего мнения;
    • Неграмотный;
    • «он смиренен» (по словам Правдина).

    Митрофан

    в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать", маменькин сынок.


    Митрофан

    • Двуличный;
    • Невежественен, глуп, ленив;
    • Грубый, жестокий;
    • Питает отвращение к учебе;
    • Единственное занятие –

    гоняет голубей.


    Скотинин

    скотоподобный и скотолюбивый.


    Скотинин

    • самовлюбленный;
    • жестокий;
    • единственная страсть – любовь к свиньям.

    Правдин

    • Государственный чиновник;
    • Образован;
    • Полная противоположность

    госпожи Простаковой.


    Стародум

    • Честный;
    • Прямодушен;
    • Нетерпенение к

    несправедливости.


    Софья

    • добрая, умная, мудрая;
    • Честная;
    • Образованная.

    Милон

    • Молодой офицер;
    • Образован;
    • Честный;
    • Достойный жених.

    Соответствия в построении комедии законам классицизма

    Законы классицизма

    Построение комедии

    Правила «трех единств»

    Единство места

    Поместье Простаковых

    Единство времени

    Действие происходит в течение одних суток

    Единство действия

    Борьба трех претендентов за право стать мужем Софьи

    Разделение всех героев на положительных и отрицательных

    Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья

    Отрицательные герои: Простакова, Простаков, Митрофан, Скотинин


    Назначение комедии: смехом казнить пороки

    «Говорящие» фамилии персонажей

    Скотинин, Митрофан, Простакова, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

    Все положительные герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

    Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.


    Несоответствия в построении комедии законам классицизма

    • Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многоранность характеров главных персонажей – основное отступление от традиций классицизма.
    • Тщательно прописаны характеры и второстепенных персонажей.
    • Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (Еремеевна, Тришка, учителя). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

    • Каждый персонаж не олицетворение какого-либо одного качества, а живой образ.
    • Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение комического, героического и трагического не допускалось.

    Реализм в комедии

    • Достоверность образов
    • Изображение дворянского рода и социальных отношений

    Тематика

    • проблема нравственного разложения дворянства
    • проблема воспитания

    Идея: Беззаконие дворян.

    • Дворяне знают и чтут только свои права, о своих же обязанностях они забыли и с
    • легкостью преступают закон.