Open
Close

Философия Ф. Бекона и Р Декарта. Контрольная работа Общие черты философии Ф.Бэкона и Р. Декарта Научные программы бэкона и декарта

Семнадцатый век - период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового Времени определялось промышленной и научной революциями. Выражением духа преобразований Нового времени стали философские системы Френсиса Бэкона, Рене Декарта,. Среди этих открытий прежде всего следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.). Согласно Птолемею, в центре мира находится неподвижная Земля.Дальнейшее развитие гелиоцентрической системы связано с именами датского астронома.Заслуга Тихо де Браге заключается в накоплении ценных астрономических данных: более тридцати лет он проводил систематическое астрономическое наблюдение.Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал Галилео Галилейон основоположник научного естествознания, подведший твердый фундамент под астрономию и обосновавший новые методы научного исследования. Важнейшим научным достижением И. Ньютона было создание теории движения планет и связанное с этим открытие закона всемирного тяготения, положенного в основу физического обоснования гелиоцентрической системы. Фрэнсис Бэкон который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что" философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание - сила», или (более точн перевод) «Знание - власть». Бэкон любил повторять: мы столько сколько можем, сколько мы знаем. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона - анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над ней. Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 - 1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистичвского метода познания. Кроме философских работ Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Эту свою мысль Р. Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская мышление философское, ствол – физика как часть философии, а разветвленную кору – все прикладные науки, вкл. Этику, медицину, прикладную механику и т.д. рационалистический метод Декард представляет собой философское осмысление методологии математика.

    Эмпирическое направление в философии. Индуктивный метод познания Ф. Бекона.

Свои взгляды он изложил в работе «Новый органон»

В этом произведении Бэйкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на который основан “Органон” Аристотеля. Бэйкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственные. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. В истории науки четко выступают 2 пути или метода иследования: догматический и эмпирический. Догматический метод начинается с общих умозаключений положений и стремлений вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, кот из самого себя ткет паутину. (выводит истины из разума, что ведет к пренебреж фактами). Ученый, следующий эмпиричекому методу похож на муравья, который беспорядочно тащит все, что ни попадется ему на пути. (умение собирать факты, но не умение их обобщать). Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, который доставляет опыт.(пчела) До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму человеческую мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении - поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Главное затруднение в познании природы, по мысли Ф. Бэкона, находится в уме человека в его употреблении и применении Суть в том, чтобы идти совершенно иным путем, иным методом. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой. индукция(термин «индукция» означает наведение), т. е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Б, - компас корабля науки. Особенность индуктивного метода Б - анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Б на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

    Рационалистическое направление в философии Р. Декарт о едином универсальном научном методе.

Обосновал Рационалистический подход к познанию явлений, положив в основу познаний логческим мышлением. По его мнению в философии наиболее глубоки процессы в природе и в душе чел-ка можно познать только с помощью логического анализа. Опыт бессилен и не везде предоставлен. Например при исследовании Вселенной и чел.души. Идея создать универсального научного метода с помощью которого он считал возможным построить систему наук и обеспечить чел-ку господства над природой. Это метод универсальной математики. Истина, то что очевидно: глаза или внутренний взор (интеллект интуиция), что не дает повода для сомнения. «мыслью значит существую», «я могу сомневаться в чем угодно, но не сомневаюсь в том что сомневаюсь, т.е. мыслью, а это верный знак моего существования» т.е. мышление первичная жизнь чел-ка. Декарт - выдающийся ученый. Он творец аналитической. геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Декарда ведет начало система алгебраических обозначений. В механике Декард указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также законн сохранения полного количества движений при сооударении двух неупругих тел. В познании главную роль играет разум - рационализм. Декард полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. Метод Декарда состоит из 4 требований: 1.допускать в качестве истинных только такие положения, которые предсавляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.; 4.не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

    Философия Эпохи Просвещения. Механический материализм.

В 18в. в Европе продолжается быстрое развитие в промышленности, в торговле, а также в политической и духовной жизни. Это требовало дальнейшее развития науки и просвещение народов. Научные знания ранее бывшие достоянием узкого круга ученых распространялись в ширь, идут в народ, созданы 1-ые энциклопедии в которых содержались сведения о всех известных к тому времени научных знаний. Быстро развивает учебные заведения, университеты, академии наук. Население Европы усиленно училось и просвещалось. Уверенность в мощи чел-кого разума в его способности решать – экономические, социальные и политические проблемы – таков пафос Эпохи Просвящения. Все теснее становится связь в науке и практики. 2 глав лозунга: «наука» и «прогресс». Яркие представители философии Эпохи Просвящения: Джон Локк,: Вольтер, Монтсенье, Кант Эммануил. Решения фундаментальной философской проблем касается природы и чел-ка осуществляющихся на основе данных естествознаний: механики, физики, биологии, анатомии, астрономии, и др. естественных наук. Наиболее развита была мезаника, поэт нередко природные процессы в т.ч. биологические сводил к механическим.

29 Социально-философские учения эпохи Просвещения.

Гальдебах и Лукреции глубоко обосновали роль социальной среды до формирования личности. Они писали, что чел-ком рождают, а личностью станов. Большую роль играют социальные условия жизни людей (роль семьи, школы, др. социальных институтов, гос-ва, церкви, право) в форме личности его нравственные и гражданские подвига. Если характеер человекака фиормировался обстоятельствами, то обстоятоятельства должны быть человеческимими. В отличии от Маркиавелли, Гопса и др. мыслителей 16017 в Руссо, Гольбах утверждают что человек по своей природе добрый. Руссо считал, что цивилизация ущемляет природное начало чел-ка и это привод к злу и несправедливости. Многие французские просветители разделяют теорию разумного эгоизма: реализуя свои интерес, считая с интересами других людей. Общественно правовой идеал Не отчуждаемым естественного права каждого чел-ка, Локк относил: право на жизнь, свободу, и собственность. Эти идеи буржуазного идеализма отличны интересы нарождавшегося буржуализма. Руссо в обществ договоре обосновывали идеи равноправия людей и их политической свободы, которая должна компенсировать их экономическое неавенство, порождаемое цивилизацией. Монтескье развил теорию разделения властей на законодательную, исполнит, судебную, которые должны уравновешивать друг

    Критическая философия И. Канта: докритический и критический периоды.

Кант направил свое внимание на изучение природы чел-кой морали, религии, искусства, т.е. на окружающий чел-ка мир и бытие самого чел-ка. Он обратился к критике разума (исследовав сам разум), т.е.е к критическому анализу возможностей познавательной деятельности чел-ка. В этом суть его критической философии – в критическом анализе чистого разума. В 80-е гг. 18столетия- назыв (2) период фил тв-ва Канта. Работы: «Критика чистого разума» «критика практического разума» («критика способности суждения». Он берет область искусства. 1-я Кант изложил свое учение о познании, 2-я Этику как науку о регулировании практич поведения людей, 3-я эстетика. Созданную им «теорию познания» Кант рассматривал как основную часть своей философии. Он указывал на 3 ступени познания мира чел-ка: 1) чувственное созерцание явления 2)рассудочное мышление 3) разум. 1) Это представление людей о явлении природы и общества складывается на основе их ощущения. Знания об этих явлениях формируется в процессе повседневной жизни людей (крестьянин, ремесленник, учитель и т.п.). У них есть представления о многих явлениях, как внешняя сторона явлений. Сущность же скрыты от людей – это «вещи в себе» 2) рассудочное мышление присуще, как обыденному житейскому сознанию, так и науке. Кант исследовал познавательскую способность в мат-ке и естествознании. Он пришел в выводу, что эти науки могут осмыслить те или иные явления и законы их развития, гораздо глубже, чем обычное сознание людей, но и они не могут скрыть сущность этих явлений. Она по прежнему остается «вещь в себе». 3) По мнению Канта сущность явление пытается постигнуть разум представляет собой высшую познавательскую способность чел-ка. Разум направлен на познание мира в целом. Но решая эти задачи разум наталкивает на неразрешенные противоречия – антиномии. 1. Мир не имеет начало во времени и пространстве и в то же время имеет такие начала 2. Мир бесконечно делил и неделим. 3. В мире господствует необходимость, только то, что необходимо и сущ-ет. 4. Бог существует и не сущ-ет. Невозможно доказать с точностью не одно из этих утверждений. Все это «вещи в себе». Их можно лишь воспринимать на веру. Тем сам мир в целом по Канту непознаваем, непознаваема и сущностити отдельных вещей. Чел-к имеет дело лишь с их внешней стороны – явление.

Философия Нового времени. Общая характеристика

Историческими предпосылками этого периода в истории мышления традиционно считают научную революцию 16-17 веков и становление экспериментального природоведения. Главной своей задачей философия этой эпохи считает разработку и обоснование новых методов познания. На этом основании были сформированы два направления. Это эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Первый провозглашает, что базовый смысл научное познание получает из чувственного опыта. В разуме нет ничего иного, он ничего не привносит. Интеллект только обобщает данные этого опыта. Рационализм же утверждает, что основной смысл научного познания состоит в деятельности разума и мыслительной интуиции. Интересно, что и тот и другой подходы считали для себя идеалом математику. Рассмотрим двух представителей этого периода, оказавших большое влияние на своих последователей.

Эмпиризм и Френсис Бэкон

Работа «Новый Органон», принадлежащая известному английскому мыслителю и политическому деятелю эпохи Елизаветы Френсису Бэкону, поставила главные задачи, которые должна была решать философия Нового времени. Это прежде всего познание природы, а затем - овладение ее силами. Ведь именно этому философу принадлежит знаменитый афоризм «Знание - сила». Но для того чтобы наши понятия о мире превратились в практическую мощь, нужен был новый и эффективный метод («органон» - от греческого слова).

Первым шагом к нему должно быть очищение нашего познания от «идолов» - то есть, разного рода заблуждений, укорененных в недостатке информации, субъективности, неточности языка, слепой вере и т.д. Для этого, считал ученый, нужно исходить только из непосредственного изучения природы и действовать самостоятельно в своих выводах, не опираясь на авторитет. Если наша цель, - рассуждает философ - дать человеку силу овладеть природой, то основными методами должны быть эксперимент и индукция. То есть, следует ставить опыт, делать вывод, а потом, от единичных фактов и наблюдений идти к обобщениям. Из всех трех возможных путей познания, с точки зрения Бэкона, философия Нового времени должна выбрать один. Это не путь паука, выводящего истину из самого себя, не путь муравья, только накапливающего факты, но не понимающего их, а путь пчелы. Следует перерабатывать нектар данных в мед истинной науки.

Философия Нового времени и Рене Декарт

Этого французского философа считают родоначальником рационализма. В своих «Размышлениях о методе» он тоже подчеркивает значение науки для человечества. Но при этом эксперимент мыслитель считает только условием познания.

А главную роль в методологии он отводит дедукции. Для этого философ разработал четыре правила.

  1. Нужно во всем и всегда сомневаться. И только то, что не может быть оспорено, принимать за начало рассуждения.
  2. Каждую сложную проблему надо делить на очень простые составные и очевидные части.
  3. Следует начинать с простых вещей и постепенно переходить к сложным.
  4. Нужно видеть перед собой всю цепь рассуждений.

Если разум будет руководствоваться этими правилами, а также критериями истинности и очевидности, то у него не будет препятствий в восхождении к истине. Философия Нового времени в лице Декарта тоже оставила нам расхожий афоризм. "Мыслю, следовательно, существую как разумный человек," - восклицал философ. Это ведь очевидно. Поэтому данная фраза является основной, и с нее следует начинать любое рассуждение, в том числе и доказательство собственного существования, математических идей и даже Бога.

В конце 16 – начале 17 веков в передовых странах Западной Европы зарождается капиталистический строй. В ряде стран (Нидерланды, Англия, Франция) прошли буржуазные революции. Потребности мануфактурного производства вызывают развитие науки. Свою задачу философы и естествоиспытатели видят в увеличении власти человека над природой и в совершенствовании самого человека. На смену средневековому номинализму и реализму приходят эмпиризм и рационализм.

Родоначальником эмпиризма стал Френсис Бэкон (1561 – 1626), который главной задачей философии считал познание природы, использование знаний для преобразования общества и совершенствования человека. Ф.Бэкон разработал индуктивный метод получения знаний. Большое значение он придавал опытам и экспериментам. Бэкон выделил два вида опытов. Одни должны приносить человеку непосредственную пользу, а другие призваны помочь познавать сущность природы. В познании неизбежны ошибки и заблуждения, которые обусловлены либо природой людей, либо их симпатиями и предпочтениями, либо неправильным пониманием слов, либо некритическим отношением к чужому мнению. Эти ошибки и препятствия на пути познания Ф.Бэкон называет идолами или призраками. Бэкон был материалистом, но вместе тем он придерживался теории «двойственной истины», т.е. разделял науку и теологию, знания и веру. По его мнению, они не противоречат друг другу. В целом философия Ф.Бэкона стала попыткой создания эффективного способа получения знаний, а сам философ стал родоначальником и эмпиризма, и прикладной, экспериментальной науки.

Основателем рационализма был французский математик и философ Рене Декарт (1596 – 1650). Основной чертой его философии был дуализм, т.е. признание существования двух параллельных первоначал, двух субстанций: телесной (материальной) и духовной. Декарт рассматривает мир и человека с позиции механики. Человек – это сложный механизм, в нем соединены два начала: материальное (тело) и духовное (душа). В теории познания Р.Декарт придерживается рационализма, т.е. главную роль в познавательном процессе отводит мышлению, разуму, который не нуждается в чувственных ощущениях. Истина находится в разуме, который опирается на врожденные идеи (чисел, фигур, идею бога, некоторые аксиомы). Эти идеи не являются готовыми истинами; они - лишь предрасположение разума к истине. Р.Декарт тоже большое значение придавал методу научного познания. Он отдавал предпочтение дедукции и интеллектуальной интуиции, используя которые можно получить достоверное знание. Р.Декарт изложил ряд требований к научному исследованию: 1. Допускать в качестве истинных только такие положения, в которых нет сомнения; 2. Каждую сложную проблему разбивать на части, чтобы лучше понять ее; 3. Постепенно переходить от известного и простого к неизвестному и сложному; 4. Не делать никаких пропусков в логической цепочке исследования. Р.Декарт был выдающимся ученым и философом 17 века.

Достаточно известными мыслителями 17 века были Томас Гоббс и Джон Локк. Они разработали учение о государстве и обществе. Т.Гоббс рассматривает государство как сложное образование. Он выделяет два состояния человеческого общества: естественное и гражданское, т.е. когда люди следуют природному закону самосохранения и когда они заключают договор, создают гражданское общество, государство. Учение Т.Гоббса было прогрессивным для того времени, так как философ рассматривал государство как естественное установление, а не божественное.

Философские и социально-политические взгляды мыслителей 16-17 веков оказали огромное влияние на французских материалистов и просветителей 17-18 веков, наиболее известными из которых были Вольтер и Ж.-Ж.Руссо.

Введение: портрет эпохи

1.Философская система и метод Ф. Бэкона.

2.Философская система и метод Р. Декарта.

Список литературы

Введение: портрет эпохи

Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, которая получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно. В Европе началась полоса смены феодального общественного строя - буржуазным. В 1609 г. совершилась первая буржуазная революция в Европе. Нидерландская буржуазия свергла феодализм в своей стране и подала пример буржуазии других стран Европы. Ему последовала Англия, наиболее развитая в промышленном отношении страна.

Развитие нового - буржуазного - общества привело к ослаблению духовной диктатуры Церкви. Однако религиозное мировоззрение все еще сохраняло значительную идейную власть над людьми: первые буржуазные революции совершались под знаменами реформированной религии - протестантизма. Начатый эпохой Возрождения процесс по разрушению средневековой, феодальной системы ценностей в XVII в. был продолжен. В связи с этим довольно с. южно проводить границу между философией периода Ренессанса и Нового времени. Если первая была лишь своеобразной оппозицией, реакцией на длительный период схоластики, то философия Нового времени, начиная с XVII в. - это уже программное выражение нового мировоззрения, в котором главной ценностью является человек, его личностные качества и достоинства.

Новое мировоззрение с особой остротой поставило проблему выбора исторического пути развития европейской цивилизации: духовный или научно-технический прогресс? Западная Европа выбирает второй путь. Но пока еще не ясны последствия технических нововведений, воодушевляют развитие торговли, мореплавания, науки, техники, искусств. Хотя следует отметить, что наивный оптимизм эпохи Возрождения уже был поколеблен. Новое мировоззрение пронизано и другим, не менее острым вопросом: как отдельному, конкретному человеку найти свое место в исторический период перемен, когда рушатся старые общественные отношения и складываются новые? Если максима общественного сознания в XV -XVI вв. гласила, что «человек свободен и равен Богу», то в XVII в. она выглядит более земной - человек лишь маленькое звено в величественном механизме природы, поэтому он должен жить по законам последней».

Отсюда и новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над Природой. Новые цели и задачи науки приводят к значительному накоплению фактических данных, становлению экспериментально-математического естествознания. Согласно античному и средневековому мышлению математика имеет дело с нереальными объектами, а физика - с реальными. Можно ли применять строго количественные методы математики в физике? Эта проблема стала одной из центральных в физике XVII в. В философии она предстала как проблема связи опытного и абстрактного способов исследования природы.

Кроме того, новая наука опиралась на практику материального производства: Э. Торичелли изобрел ртутный барометр и воздушный насос, И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики, Р. Бойль применил механику в химии, углубляя тем самым разработку проблемы атомистики. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), в частности: что значит знать? что пролагает дорогу к истине - ощущения или разум, интуиция или логика? аналитическим или синтетическим должно быть познание? и т. д.

Итак, семнадцатый век по существу включил в себя два революционных потока: социальную революцию в обществе, связанную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, проявившую себя в особом пристрастии к эксперименту и классификациям, рациональном познании и объяснении мира, формировании экспериментально-математического естествознания. Это побудило мыслителей по-иному смотреть на мир. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки. Этот союз служил благодатной почвой для смелых новаторских идей философов XVII в., он взрастил целую плеяду мыслителей мирового масштаба. И не случайно некоторые историки философии и науки называют XVII столетие веком гениев, веком философских систем Ф. Бекона, Р. Декарта.

1. Философская система и метод Ф. Бэкона.

Начало новой европейской философии связано с колоритной фигурой Фрэнсиса Бэкона, мысли которого отмечены великой культурой Ренессанса и устремлены в будущее. В определенном смысле Бэкона можно назвать последним мыслителем эпохи Возрождения и первооткрывателем философии Нового времени.

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в семье одного из высших сановников королевского двора - сэра Николае Бэкона.

Благодаря своей юридической и политической деятельности Николае Бэкон поднялся в своей карьере до лорда-хранителя Большой печати Англии и почти двадцать лет, вплоть до самой смерти, занимал этот высокий пост в правительственном кабинете. Мать Фрэнсиса, Анна Кук, была весьма образованной женщиной, хорошо владела древнегреческим и латынью, интересовалась теологией и искусством, перевела на английский язык несколько религиозных сочинений. Такова была семейная среда, в которой рос и воспитывался будущий философ и лорд-канцлер Англии.

В 1573 г. Фрэнсиса посылают учиться в Кембриджский колледж, где обучалась в основном молодежь, собиравшаяся занимать государственные должности. Ф. Бэкон с большим интересом знакомится с работами Аристотеля, Платона, Софокла, Эврипида и других мыслителей, однако воспринимает их критически. Так, философия Аристотеля вызвала у него чувства неудовлетворенности и неприязни, ибо она, по его мнению, пригодна лишь для изощренных диспутов, но бесплодна в отношении получения новых знаний.

После окончания университета Бэкон вместе со своим братом отправился в Париж, где стал работать в Английском посольстве. В этот, так называемый парижский период (1577 -1579), он получил превосходный урок политического и дипломатического образования, приобрел опыт придворной и религиозной жизни. Бэкон посетил многие страны европейского континента - Германию, Испанию, Польшу, Данию, Швецию и Италию. Результатом посещения названных стран явились составленные им заметки «О состоянии Европы».

Политическая карьера Бэкона достигла определенной вершины в 1620 г. Он становится вначале лордом-хранителем Большой печати, а потом лордом-канцлером и правителем государства в отсутствие короля Англии. Соответственно своему служебному положению он получает и титулы: вначале -барона, а затем - виконта. В 1621 г. парламент Англии предъявил Бэкону серьезное обвинение: участие в интригах, коррупции и взяточничестве. Виновный был осужден, посажен в тюрьму и подвергнут штрафу в размере 40 тыс. фунтов стерлингов. Однако вскоре приговор был отменен, а процесс аннулирован. Бэкон, выйдя на свободу, навсегда сходит с политической сцены Англии и целиком посвящает себя науке и философии до последних дней жизни (1626 г.).

Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные с его проектом «Великого Восстановления Наук», который в силу неизвестных нам причин не был закончен. Завершенной оказалась лишь вторая часть проекта, посвященная разработке индуктивного метода, опубликованная в 1620 г. под названием «Новый Органон». В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.

Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Науку следует развивать, по мнению Бэкона, «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания был «Новый Органон».

В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки. В качестве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.

Серьезной критике Бэкон подвергает прежнюю, «старую» логику Аристотеля, которая основывается на дедуктивном методе мышления. Она создает лишь неразбериху, мешает «расшифровать» тайный язык природы, в результате чего последняя уходит из-под рук исследователя.

Фундаментом всякого познания, по оценке Бэкона, является опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели. Он должен осуществляться по определенному плану, последовательно, и вести от экспериментов к новым экспериментам, либо к теоретическим положениям, которые в свою очередь подталкивают к новым экспериментам. В логическом отношении это означает, что наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов. Индукция, по мнению Бэкона, является гарантией от недостатков и промахов как в самой логике мышления, так и в познании вообще.

Известно, что индукцию как метод мышления в свое время описал Аристотель, но он не придавал ей универсального значения, как это сделал Бэкон.

Индукция, как правило, является неполной, поэтому индуктивный вывод является не достоверным, а лишь вероятностным (предположительным). Такой вывод нуждается в проверке. Для понимания существа неполной индукции приведем два примера.

В данных примерах оба вывода, полученные индуктивным путем, являются вероятностными, поскольку эксперименты были проведены не со всеми существующими видами жидкостей и газов. Для того, чтобы получить достоверный вывод, необходимо провести опыты со всем классом жидкостей и газов. На практике провести такой эксперимент не всегда удается в силу разных причин. Что делать в этом случае? Бэкон настоятельно рекомендует в целях повышения достоверности вывода искать как можно больше фактов, не только подтверждающих, но и опровергающих индуктивный вывод. Примечательно то, что сам Бэкон с помощью индукции определил философскую сущность теплоты, обнаружив в нагретых предметах движение частиц тела. Несмотря на то, что Бэкон много труда вложил в разработку теории индукции, он не считал ее совершенной и законченной. Философ вполне серьезно надеялся, что в последующие века ученые ее усовершенствуют.

Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция представляет вывод общего положения о классе в целом. Такой вывод имеет достоверный характер, но сфера его применения ограничена изученным классом явлений, число которых легко обозримо. Неполная индукция позволяет делать вывод на основе изучения не всего класса явлений, а только его части. Основанием для выбора служит раскрытие у исследуемых элементов класса существенных признаков. Исследователь предполагает, что они присущи всему классу явлений. Такой вывод имеет не достоверный, а вероятностный (предположительный) характер.

Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть истину. Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.

Первый вид заблуждений - идолы рода - присущ всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.

Второй вид заблуждений - идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Кроме идолов, общих всему человеческому роду, у каждого индивида существует «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, поскольку они выражают индивидуальные различия каждого человека в отдельности. «Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти... Человек скорее вериг в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум».

Безусловно, нельзя не согласиться с замечанием Бэкона относительно воздействия эмоциональной сферы человека и его многообразных интересов на объективность и полноту познания предметов и процессов. Преодолеть воздействие идолов рода и пещеры на процесс познания полностью невозможно, но его можно значительно ослабить при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный. Для этого каждому человеку необходимо не только осознать характер действия заблуждений, но и овладеть методикой процесса познания.

Третий вид заблуждений - идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

Критика Бэконом «идолов рынка» несет в себе рациональное зерно, ибо в ней подчеркивается относительная самостоятельность языка, которая состоит в наличии как некоторой консервативности языка применительно к мышлению, так и способности его активно влиять на последнее. Заслуга Бэкона состоит в том, что он обратил внимание на существующую связь между языком, мышлением, познанием и реальностью. Конечно, вполне решить эту проблему Бэкону в XVII в. было не под силу. Над этой проблемой и ныне продолжают работать многие лингвисты, логики, кибернетики, психологи и философы.

Четвертый, последний, вид заблуждений - идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы. К числу мнимых авторитетов Бэкон относит Пифагора, Платона и Аристотеля. Наиболее основательно Бэкон нанес удар по системе Аристотеля и опиравшейся на его учение схоластике. К идолам театра примыкает также, по мнению Бэкона, слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.

Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия (идолов), лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине. Основное средство преодоления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных данных научным методом. Затем надлежало решить вторую задачу: какой метод познания следует считать научным и как его использовать в том или ином случае? Проблему выбора истинного метода Бэкон решает аллегорическим способом. По его мнению, существуют три основных пути познания - «паука, муравья и пчелы». Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

«Путь паука» - это попытка вывести истину из «чистого» сознания как такового. На этом пути имеет место полное пренебрежение к фактам и самой действительности. Выводы, получаемые таким методом, имеют форму гипотез. Они могут быть истинными, а могут быть ложными. Этим методом пользуются догматики и рационалисты, которые подобно пауку ткут паутину мыслей из своего ума.

«Путь муравья» - это узкий эмпиризм, сконцентрированный только на сборе фактов. Эмпирики настойчиво, как муравьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Такой метод познания также односторонен, ибо не позволяет исследователю заглянуть в сущность изучаемого предмета.

«Путь пчелы» сочетает в себе достоинство первых двух методов и свободен от недостатков каждого из них. С его помощью исследователь совершает подъем от эмпирии к теории. Боязнь этого подъема поворачивает на ложный «путь муравья», а поспешность восхождения уводит на «путь паука». Для того, чтобы избежать обеих крайностей, следует соблюдать, по мнению Бэкона, систематическую настойчивость и неуклонную последовательность, придерживаться принципа единства чувственного и рационального.

Бэкон, не будучи естествоиспытателем, подчас неверно оценивал некоторые открытия и научные идеи своего времени. Так, например, он преуменьшал роль математики в развитии естествознания, отказывался признать истинность гелиоцентрической системы Коперника. В то же время он явился родоначальником экспериментальной науки, сумев уловить ее новый дух и поняв ее потребности и интересы.

Итак, учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии. Логический метод Бэкона стал отправным пунктом развития индуктивной логики. Классификация наук, предложенная философом, сыграла большую роль в истории науки и была использована французскими просветителями в процессе издания ими «Энциклопедии». Учение Ф. Бэкона о природе и познании было продолжено Томасом Гоббсом и другими мыслителями.

2. Философская система и метод Р. Декарта.

Рене Декарт родился в 1596 г. в дворянской семье на юге страны в Турени, в маленьком городке Ляэ. Врачи предрекли ему скорую гибель, так как его мать умерла от чахотки спустя несколько дней после родов, и ожидалось, что эта болезнь скосит и младенца. Однако судьба распорядилась иначе: мальчик вырос здоровым и крепким. Когда Рене исполнилось восемь лет, его отдали в иезуитскую школу в г. Ляфлеш. Это была одна из лучших школ Франции того времени, в которой впервые было введено деление учеников на классы, - непривычное для тех времен новшество. Однако методика и содержание преподавания оставалось схоластическим, устарелым. Рене серьезно увлекся математикой, мечтал в будущем с ее помощью серьезно реконструировать философию. В 1612 г. он покинул стены школы с чувством глубокой неудовлетворенности от полученных знаний. Это побуждает его к самостоятельному изучению наук (медицины, права, математики, философии и др.

В 1628 г. Декарт переезжает в Голландию, дабы там употребить жизнь на совершенствование своего ума и дальнейшего познания истины. Голландия XVII века была передовой страной Европы, центром образованности и культуры, где полнее были гражданская свобода и личная безопасность. Декарт провел целых два десятилетия своей жизни в этой стране, которые стали для него самыми плодотворными в научном отношении. В этот период он написал большинство своих работ:

«Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума» и др. В них рассматривались вопросы онтологии и теории познания, были сформулированы правила научного метода.

В 1649 г. Декарт принял приглашение шведской королевы Кристины приехать в Стокгольм. Швеция оказалась суровой и жестокой страной для Декарта. В феврале 1650 г. он серьезно простудился, заболел и умер от пневмонии. Похоронен был Декарт, как иноверец, на кладбище для некрещенных младенцев. Спустя некоторое время его прах перевезли на родину.

Но после смерти Декарта грозовые тучи еще долго окружали его имя. В 1663 г. Римский Папа внес труды Декарта в список запрещенных для католиков книг, а спустя восемь лет Людовик XIV запретил преподавание картезианства на всей территории французского королевства.

Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция».

Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ. Он Творец всех вещей. Источник всякого блага и Истины. К сотворенному миру понятие субстанции можно применить лишь условно.

Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д.

В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. А сделать это можно лишь с помощью хорошего метода.

Если Ф. Бэкон обращал внимание на предрасположенность ума к некоторым заблуждениям, то Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятия (бытие. Бог, число, длительность, телес-. ность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» и т. д.).

Учение Декарта о врожденных идеях представляет собой своеобразное развитие платоновского положения об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Под врожденностью идей Декарт понимал всего лишь «эмбриональный», зачаточный характер мыслей, для прояснения которых необходима деятельность «естественного света» разума, возможная только у взрослых людей. Сама по себе идея Декарта о врожденности знаний была ошибочной в любом ее варианте, но она не была абсурдной в качестве постановки проблемы, ибо каждое новое поколение вбирает в себя опыт и знания прошлых поколений, причем какую-то часть этого знания оно получает при рождении в виде задатков, способностей и набора безусловных рефлексов. Последнее, конечно, не есть знание в полном значении этого слова, но оно может быть истолковано как определенная информация.

Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека.

Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости, В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.

Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превращается из кустарного промысла в промышленное производство, из спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, имеющую непрерывный характер.

В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что научный метод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себя определенные правила. Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:

1) начинать с простого и очевидного, чтобы не было никакой возможности сомневаться в исходных посылках;

2) путем дедукции получать все более сложные суждения;

3) действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, то есть постоянно сохранять непрерывность цепи умозаключений;

5) расчленять сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи.

Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Они не потеряли своего значения и в наши дни. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в современную эпоху. Если Ф. Бэкон в «Новом Органоне» разрабатывал индуктивный метод и считал его основным методом получения истинных и практически полезных знаний, то Р. Декарт в «Рассуждении о методе» разработал дедуктивный метод, который, по его мнению, сулит человечеству неведомые прежде возможности и сделает людей хозяевами, господами природы.

Итак, значение Декарта в истории философии огромно. Он по-новому взглянул на место и роль дедукции в познавательном процессе, обнаружив в ней ранее неиспользованные логические и гносеологические возможности. Под дедукцией Декарт понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом обнаруживается разумом интуитивно, без всякого доказательства, на основе ясности и очевидности.

Синтез дедукции и рационализма, по мнению Декарта, позволит науке продвинуться далеко вперед в познании природных явлений и процессов. Рационализм Декарта заимствовали представители немецкой классической философии. Всем последующим поколениям Декарт завещал непоколебимую веру в мощь человеческого разума, тесный союз философии с наукой. Декарт был и остается крупнейшим прогрессивным философом Франции. Проблемы, поставленные декартовской системой, стимулировали развитие философских взглядов П. Гассенди и Б. Спинозы.

Список литературы

1. Бэкон Ф. Новый Органон. – М.: Просвещение, 1972.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.: Политиздат, 1989.

3. Краткий очерк истории философии. – М.: Мысль, 1972.

4. Михаленко Ю. Ф. Бэкон и его учение. – М., 1975.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

6. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.: Просвещение, 1973.

7. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по философии

Выполнилстудент I курса юридического факультета группы ЮЗ-991 Петренко Н. Ф.

Волжский Гуманитарный ИнститутВолгоградского Государственного Университета, кафедра социально - гуманитарных дисциплин

Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

чувственное познание

мышление

эмпирическое познание

теоретическое познание.

Выделяют также различные формы познания:

познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление)

познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства.

Различают также такие типы познания как:

обыденное

художественное

естественно-научное

Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственного восприятия).

Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".

Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.

Декарт (Renatus Cartesius Decartes) - французский философ и математик, являясь одним из основоположников "новой философии", основатель картезианства, был глубоко убежден, что на истину "... натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ". При этом он отталкивался от "принципа очевидности" при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного "света разума". Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру (например обычаи, примеры, как традиционные формы передачи знаний).

Великий философ, предложивший свою систему координат в математике (декартова- прямоугольная система координат) предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту научное знание должно было быть построено как единая система в то время как до сих пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo sum"). Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого над чувственным, не просто принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления от которого невозможно отделить собственно мыслящего. Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи - продукт человека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.

Самое первое достоверное суждение ("основа основ", "истина в последней инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции - которая открыта нам опосредованно через ощущения). Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть только Бог, который "... вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей..."

Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам..." Таким образом среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не существует) а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты).

Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте т.к. это Бог является "конструктором" всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой."

Таким образом, если мир - механизм, а наука о нем - механика, то процесс познания есть конструирование определенного варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу которого легли следующие правила:

Начинать с простого и очевидного.

Путем дедукции получать более сложные высказывания.

Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение.

Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.

Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом).

Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования человеком, но при этом возникла серьезная проблема философии Декарта - связи души и тела, и раз все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания.

Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.

Бэкон (Bacon) Фрэнсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки.

Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода.