Open
Close

Краткая история китая. Вторжение колониальных держав. Китай в эпоху империализма Как был объединен китай в чем состояли

В результате маньчжурского завоевания Китай вновь оказался отброшенным назад. Но в отличие от ситуации, сложившейся в Китае в момент вторжения монголов, теперь главным явилось не разрушение производительных сил общества. Урон, причиненный кочевниками высокоразвитой земледельческой культуре, мог быть восстановлен довольно быстро. И действительно, феодализировавшаяся верхушка маньчжуров вскоре приняла меры к развитию земледелия и восстановлению традиционных форм хозяйства. Но маньчжурское господство смяло и заглушило ростки тех передовых производственных отношений, которые уже в XV-XVI вв. начали пробиваться сквозь косность средневекового китайского феодализма. В этом смысле деятельность цинского императора Канси (1662- 1772) была прямо противоположна мероприятиям его современника Петра I. Если Петр сумел «прорубить окно в Европу», покончить с вековой замкнутостью и отсталостью России, то Канси и его преемники потратили немало усилий на проведение последовательной политики изоляционизма. Разрушение связей между отдельными провинциями, сохранение наиболее отсталых форм феодальной эксплуатации, подавление каких бы то ни было ростков нового, - все это привело к тому, что Цин- ская империя в военном, экономическом и политическом отношениях продолжала оставаться отсталой страной, в то время когда в передовых странах Европы уже утвердился капитализм. Естественно, что Китай с его огромным населением, как резерв дешевой рабочей силы, как рынок сбыта, стал лакомым кусочком для капиталистических держав.

Изоляционистская политика династии Цин в 80-х годах XVIII в. дала трещину: для торговли с европейцами был открыт порт Гуанчжоу (Кантон). Купцы Ост-Индской компании, пользуясь продажностью и коррупцией чиновничьего аппарата, осуществляли в Китае торговлю опиумом; эта торговля должна была открыть путь для колониального порабощения. Опиум стал проникать во все уголки страны. Покупка опиума стоила цинскому правительству баснословного количества серебра - основной стабильной внутренней валюты. Увеличение налогового бремени не решало проблемы, и по настоянию передовых людей той эпохи Цины запретили торговлю опиумом. Правительственный комиссар Линь Цзэ-сюй уничтожил складские запасы опиума в Гуанчжоу, конфисковал его на пришедших судах. В 1839 г. англичане, не желая прекращать выгодную для них торговлю опиумом, начали войну против Китая («первая опиумная война»). Первые же выстрелы английской эскадры развеяли миф о могуществе богдыханов.

За первой опиумной войной последовала вторая, капиталистические державы Англия и Франция спешили захватить ключевые позиции на огромной территории с многомиллионным населением. Вслед за этими странами в Китай вторгаются капиталисты США. Опиумные войны открыли новую страницу в истории Китая, положив начало превращению его в полуколониальную страну. Они показали гнилость Цинской монархии, экономическую и политическую отсталость страны. Капиталистические державы получили права экстерриториальности, неограниченного ввоза своих товаров, обложили страну контрибуциями.

Народные движения 60-70-х годов XIX в. Тайпинское восстание Капитуляция монархии перед капиталистическим миром, ее беспомощность перед иностранцами побудили народные массы к новым активным действиям против Цинов.

В провинции Гуанси среди китайских и чжуанских крестьян и рабочих рудников развила активную пропаганду секта Хун Сю-цюаня. От религиозной проповеди всеобщего равенства и братства секта перешла к подготовке вооруженного антицинского восстания, которое вспыхнуло в 1860 г. и вскоре охватило почти весь юг страны. В восстании, продолжавшемся четырнадцать лет и провозгласившем создание «Небесного государства великого благоденствия» («Тайпин Тяньго»), приняли активное участие чжуан, мяо, яо и другие народы Южного Китая. Это была многонациональная антиманьчжурская и антифеодальная война широких народных масс. На первых порах, когда восстание имело прежде всего антиманьчжурский характер, к нему присоединились и некоторые помещичьи группы. Но по мере углубления антифеодальной направленности движения эти группы стали отходить от восстания, саботировать прогрессивные мероприятия и в конце концов перешли в лагерь реакции.

Тайпины захватили Нанкин, провозгласили его столицей нового государства. В планах повстанцев особое место занимала подготовка к походу на север для завоевания Пекина и свержения маньчжурской династии. Успехи тайпинов были столь внушительны, что западноевропейские державы, добившись существенных уступок со стороны цинского" двора, решили открыто поддержать прогнившую монархию. Благодаря помощи интервентов, оснащенных современным огнестрельным оружием, реакции удалось разгромить тайпинов.

Одновременно с тайпинами (а в ряде случаев под их непосредственным влиянием) на борьбу с маньчжурским правительством поднялось население других районов Южного Китая. Исключительный размах приобретает антиманьчжурская и антифеодальная борьба в Юньнани. В горном районе Айлаошань в 1856 г. вспыхнуло восстание, в ходе которого объединились представители различных групп ицзу, мяо, хани, лису, хуэй. Восставшие выдвинули лозунг «искоренить маньчжурских чиновников, уничтожить китайских помещиков». Власть повстанцев распространилась на значительную территорию. Примерно в это же время вспыхнуло восстание во главе с Ду Вэнь-сю. В нем приняли участие хуэй, китайцы, бай, ицзу, наси, цзинпо и др. Захватив район г. Дали г повстанческая армия создала здесь мощный очаг сопротивления маньчжурской армии. В Гуйчжоу поднялись мяо, объединившиеся с буи г дун, шуй и китайцами. Восстания национальных меньшинств на юге Китая были зверски подавлены, хотя это удалось Цинам лишь спустя два десятка лет после начала восстания. Не менее жестоко расправились маньчжуры и с участниками мусульманского восстания на северо-западе империи. В подавлении многих восстаний «отличился» палач тайпинов Цзэн Го-фань - первый китаец, получивший от маньчжурского императора высокие государственные и военные должности. Пример Цзэн Го- фаня в высшей степени символичен: маньчжуры-завоеватели убедились в том, что закрепить свое господство в Китае они могут только путем союза с китайской феодальной верхушкой. Так сложился блок реакционных сил - маньчжурской монархии, китайских феодалов и западноевропейских интервентов. Тайпинское восстание и другие выступления народных масс 60-70-х годов XIX в. были подавлены, но они подготовили начало нового этапа борьбы народов Китая против ига феодалов и чужеземцев..

Китай в эпоху империализма

Эта борьба начиналась уже в новых социальных и политических условиях, сложившихся к концу XIX столетия. Японо-китайская война 1894-1895 гг. положила начало периоду империалистического разбоя в Китае. Перед угрозой расчленения Китая европейскими державами, США и Японией, перед лицом новых выступлений народных масс цинское правительство и крупные китайские феодалы решили проводить политику «самоусиления» и подражания Западу. Правящие круги династии Цин не ставили задачу преобразования власти. Напротив, они рассчитывали путем заимствования западной техники укрепить положение монархии и феодальный строй.

Проникновение иностранного капитала в страну и создание иностранных концессий способствовали сложению капиталистического уклада в Китае, но придавали ему однобокое, прежде всего феодально-бюрократическое, компрадорское направление. Только в отдельных, неосновных видах промышленного производства, в частности в легкой промышленности, появился национальный капитал и образовалась национальная буржуазия. В этих условиях возникают новые политические идеи, отражающие всю сложность, всю однобокость экономического развития страны.

Представители опозиционно настроенной китайской интеллигенции во главе с Кан Ю-вэем настоятельно требовали осуществления реформ! сверху - демократизации монархического строя, проведения мирной ассимиляции маньчжуров с китайцами, китаизации органов власти, т. е. ликвидации мирным путем маньчжурской деспотии. Сторонники умеренных реформ призывали сверху расчистить путь капитализму в Китае.

Более решительных действий против маньчжуров, активного вооруженного выступления требовала левая группа реформаторов во главе с Тань Сы-туном. Но ни тем, ни другим не удалось осуществить своих целей. В 1898 г. в Пекине произошел дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла наиболее реакционная клика маньчжурского императорского дома, возглавлявшаяся императрицей Цы Си.

Однако движение реформаторов не прошло бесследно. Оно явилось выражением новых тенденций в этнической истории развития китайцев - начала формирования китайской буржуазной нации. В то же время это движение показало, что в условиях, когда империалистические державы постепенно захватывали ведущие экономические позиции в стране, формирующаяся национальная буржуазия была крайне слаба и не могла стать подлинно революционной силой. Кульминационным моментом этих движений явилось в 1900 г. антиимпериалистическое восстание «ихэтуа- ней». Только объявлением о поддержке движения «ихэтуаней» цинскому двору удалось ликвидировать его антиманьчжурскую направленность. Восставшие заняли Пекин, блокировали посольский квартал и требовали изгнания всех иностранцев. Объединенная интервенция европейских держав, США и Японии нанесла поражение восставшим. Был сделан еще один шаг к империалистическому закабалению Китая, который был вынужден платить огромную контрибуцию, предоставить всем иностранцам политические и экономические привилегии, дать право на новые разработки природных богатств в интересах иностранных монополий. Цинское правительство безоговорочно подписало этот позорный акт.

В XX столетие Китай вступал не могущественной Небесной империей, а страной, поделенной на сферы влияния крупнейшими империалистическими державами. Еще сто лет тому назад император Цяньлун требовал от посла английского короля Георга II совершения земных поклонов в знак признания вассалитета Англии по отношению к маньчжурскому двору. Ныне фактическим правителем Китая, распоряжавшимся его национальными богатствами, стал англичанин Роберт Харт, генеральный инспектор таможен. Европейские империалистические державы получили право «аренды» ряда территорий в приморских районах страны. От Китая был отторгнут Сянган (Гонконг), ставший колонией Англии, и Аомынь, захваченный Португалией еще в XVI в. Упрочил позиции в Китае и молодой империалистический хищник - Япония, обосновавшаяся на Тайване и претендовавшая на гегемонию в Маньчжурии. В отличие от середины XIX в., когда основной формой закабаления Китая иностранцами было открытие портов для сбыта внутри страны своей промышленной продукции, теперь основная ставка делалась ими на захват сфер влияния и ввоз капитала, направляемого на строительство железных дорог и предприятий перерабатывающей промышленности. Одно за другим возникают иностранные текстильные, сахарные, табачные предприятия в Шанхае, Гуанчжоу и других городах. Естественно, что наибольшие прибыли сулило иностранцам «освоение» приморских районов Китая. Именно здесь возникают к концу XIX в. различные международные сеттльменты. По западноевропейскому образцу перестраиваются города Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Меняется не только внешний облик этих форпостов экономической экспансии иностранных держав: здесь складывается принципиально иной (по сравнению с такими крупными городами, не испытавшими влияния западноевропейского капитала, как Пекин, Кайфын и др.) социальный состав населения. Разорение крестьян и ремесленников-кустарей создает рынок дешевой рабочей силы, пополняющей население приморских городов. Все более определенно вырисовывается разрыв в уровне развития приморских и внутренних районов Китая.

Китай стал полуколониальной страной, сохранившей феодальные основы производства в деревне. В этих условиях задачи антифеодальной борьбы неизбежно должны были сомкнуться с задачами борьбы за национальную независимость страны.

Революционная деятельность Сунь Ят-сена

Во главе революционных сил в стране становится в эти годы революционер-демократ Сунь Ят-сен. Революционные события 1905-1907 гг. в России, Иране, Турции, Индии позволили ему по-новому взглянуть на судьбы Китая. В конце 1905 г. Сунь Ят-сен реорганизует созданное им тайное общество в революционную организацию «Тунмынхой» («Союзная лига»). На митинге китайских эмигрантов-ре- волюционеров в Токио, состоявшемся 16 января 1907 г., Сунь Ят-сен обнародовал сформулированные им «три народных принципа»: национализм, народовластие, народное благосостояние. На первое место Сунь Ят-сен поставил принцип «национализма», который он понимал как задачу борьбы за свержение ненавистной маньчжурской династии. Программа, изложенная Сунь Ят-сеном, была высоко оценена Лениным. «Перед нами, - писал Ленин, - действительно великая идеология действительно великого народа, который умеет не только оплакивать свое ззековое рабство, не только мечтать о свободе и равенстве, но и бороться с вековыми угнетателями Китая». 9 Вождь российского пролетариата предсказывал, что переход «старых китайских бунтов» в сознательное демократическое движение неизбежен. Действительность подтвердила предвидение Ленина. Массовые революционные выступления 1906- 1908 гг., организованные «Союзной лигой» на юге страны, подготовили вооруженное восстание, в результате которого в 1911 г. монархия Цинов была свергнута. Китай был провозглашен республикой. Первым президентом Китайской Республики стал Сунь Ят-сен, который, однако, в дальнейшем отказался от поста в пользу Юань Ши-кая. В августе 1912 г. была создана партия гоминьдан, получившая на первых выборах в 1913 г. большинство голосов и соответственно мест в парламенте.

Свержение маньчжурского ига не принесло подлинного освобождения народам Китая. Слишком слаб был национальный рабочий класс, слишком сильными были позиции буржуазно-помещичьих либералов, стремившихся к компромиссу с прежней династией и с капиталистическими державами. Юань Ши-кай не считался с властью парламента и стремился к установлению военной диктатуры. Это вызвало протест Сунь Ят-сена, который организовал на юге в мае 1913 г. восстание против Юань Шикая. Восстание закончилось поражением, Сунь Ят-сен эмигрировал за границу. Наступила военная диктатура Юань Ши-кая, который в декабре 1915 г. объявил себя императором. И хотя вскоре Юань Ши-кай умер (1916 г.), власть по-прежнему удерживали в своих руках северные милитаристы. В 1917 г. Сунь Ят-сен создает на юге Китая самостоятельное правительство, противостоящее милитаристскому прояпонскому правительству Севера.

В III-IV вв. в Восточной Азии к северу от Китая шёл процесс великого переселения народов, достигшего в Европе границ Римской империи. Он начался с перемещения южных гуннов (нань, сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племён, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину – колыбель этнической общности древних китайцев.

Племена кочевников были естественными хозяевами степей Внутренней Азии. Хотя номады отличались между собой по этническому признаку и принадлежали к различным языковым группам, всех их объединяла родная степь. Из поколения в поколение её обитатели настолько приспособились к местным условиям, что их культура, все виды деятельности, сама их жизнь так тесно сомкнулись с процессами, происходившими в природе, что они стали в известном смысле как бы неотъемлемой частью освоенного ими ландшафта. Мобильные и неприхотливые, они легко преодолевали огромные расстояния, идеально приспособились к степному существованию, и потому противостоять их стремительному натиску осёдлым народам было нелегко. Трудно с точностью сказать, какие именно причины послужили основой для серии вторжений с севера , волна за волной захлёстывавших Китай в IV в. Однако, существует теория, суть которой сводится к следующему: в трудную пору погодных ненастий, когда степь не могла прокормить скот и он погибал, кочевники покидали места своего обитания в поисках новых кочевий и всё упорнее проникали на север Китая. Не следует также забывать, в каком состоянии находился в то время сам Китай. Кочевые племена шли волнами, одна за другой, причём после каждой из этих волн в Северном Китае возникали и гибли новые царства и правящие династии, иногда сосуществуя рядом. «Шестнадцать царств пяти северных племён» – так это именуют китайские источники. В общей сложности за IV - V вв. на Север Китая проникли от 10 до 20 союзов племён, насчитывавшие около 5 млн. человек.

Сначала это были гунны (сюнну), массовые вторжения которых приходятся на период 304-350 гг. С распадом гуннского союза на Севере южные группы гуннов остались жить в северных районах Шаньси и Внутренней Монголии. Их основным занятием являлось скотоводство. Представители верхушки пяти гуннских племён избирали верховного правителя – шаньюя, который постепенно стал обладать наследственной властью. Шаньюи были издавна связаны родственными отношениями с китайской императорской фамилией, получали в жёны китайских принцесс, их старшие сыновья зачастую воспитывались при ханьском дворе. В ставках шаньюев и аристократов скопились значительные ценности. Ханьские императоры стремились наладить отношения с кочевниками. При дворе шаньюя и глав пяти племён – аймаков служили китайские чиновники. Китайские купцы вели торговлю, вывозили скот. Отряды гуннов не раз приходили на помощь императорам или брали на себя охрану границ. С крушением Ханьской империи шаньюи начали активно вмешиваться в китайские междоусобицы.

В начале IV в. раздираемое смутой Цзиньское государство стало лёгкой добычей кочевников. Китай пережил трагедию национального масштаба. Север страны, огромные территории Срединной равнины в бассейне Хуанхэ, был отторгнут степными племенами. Войска Цзиньской империи оказались бессильными против мощной гуннской конницы, занявшей центральные провинции. В 311 г. пал Лоян, а в 316 г. – Чанъань. Император династии Цзинь был схвачен и казнён. Все причастные к власти в страхе бежали на юг. Придворные, собравшиеся в Нанкине, провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором династии Восточная Цзинь (316-419 гг.).

Вслед за гуннами, нанесшими удар империи Западная Цзинь, пришли в движение другие многочисленные племена, кочевавшие вдоль сухопутных рубежей китайской империи.

После гуннов наиболее крупным объединением были племена сяньби, кочевавшие на северо-востоке и занимавшиеся охотой и скотоводством. Их вожди и знать давно уже торговали с китайскими купцами, посылали ко двору дань и заложников, получали титулы и ценные подарки в обмен на обещания прекратить набеги. Ещё с III в. сяньбийские племена делились на несколько крупных союзов. Наиболее многочисленными из них были союзы муюнов, владевших Южной Маньчжурией, и племён тоба (табгачей) , кочевавших во Внутренней Монголии и Ордосе. Массовые вторжения сяньбийских племён приходятся на период 307-414 годов.

К богатствам Срединной империи потянулись в 312-394 гг. и обитатели северо-западных краёв: племена тибетской группы.

Государства,созданные завоевателями на севере Китая, отличались политической нестабильностью. Войны сопровождались обращением в рабство коренного населения. Северный Китай,древнейший очаг культуры с наиболее развитыми и густонаселёнными территориями, превратился в арену почти столетней войны. Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы: сяньбийские племена тоба захватили Северный Китай. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашён императором.В Северном Китае установилось правление династии Северных Вэй (386-534).

Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху, названную в историографии периодом Южных и Северных династий . В это смутное время резко обозначилось противостояние Севера и Юга.

Разрушения, причинённые кочевниками, междоусобные войны, поборы, голод, эпидемии, обрушившиеся на Север, привели к массовому бегству китайцев, в первую очередь богатых, знатных и образованных, на Юг . Здесь, на землях, богатых природными ресурсами, с мягким благоприятным климатом, довольно редкое население состояло из различных местных племён и сравнительно немногих ханьцев. Новые пришельцы с Севера, а их было не менее 1 млн., занимали плодородные долины, теснили исконных жителей, нередко захватывая их поля. Северяне расширяли запашку и осваивали производство риса, создавая оросительные сооружения и активно используя свой многовековой опыт обработки пашен и ирригационного строительства. Рисовый пояс Южного Китая со временем стал основной житницей империи.

На Юге разгорелась ожесточённая борьба за землю. Государственная организация была весьма слаба и не могла отстоять свои притязания на верховную собственность на землю. Фонд государственных земель оставался скудным. Сильные же дома брали под своё покровительство беглых, увеличивая за их счёт свои хозяйства.

В середине V в. южное правительство безуспешно пыталось расширить фонд казённых земель. Но власть императора была весьма слаба, а земли в долине Янцзы и у морского побережья принадлежали пришлой и местной владетельной знати. Всё это привело к длительной борьбе. В IV в. противоречия между местными и пришельцами с Севера часто выливались в вооружённые столкновения. При дворе Восточной Цзинь плелись тайные заговоры, время от времени власть узурпировали влиятельные сановники. В конце IV – начале V в. восстание крестьян, а также рост противоречий внутри правящих кругов привели к падению власти династии Цзинь. После этого сменились ещё четыре династии. Власть их императоров обычно не простиралась за пределы столичного района. Считая Янцзы надёжной защитой от конников, они и не пытались возвратить китайские земли. Походы на Север предпринимали лишь отдельные полководцы, но они не получали поддержки двора и аристократов. Последние попытки отвоевать Север относятся к первой половине V в. Но южные войска встретили отпор со стороны хорошо организованной конницы тобийцев, завладевших к тому времени Северным Китаем. Несмотря на всю неустойчивость и частую смену династий, в целом правление на Юге более отвечало привычным китайским стандартам. Здесь сосредоточился центр китайской культуры: жили выдающиеся учёные, поэты, мыслители, энергично развивался укрепившийся ещё во II в. буддизм.

Начиная с IV в. на Севере господствовали варвары. Исконное китайское население занимало подчинённое положение. Ко времени тобийского завоевания страна являла собой картину упадка. Многие поля запустели и поросли сорняками. Тутовые деревья засохли, ирригационная сеть разрушилась, деревни обезлюдели. Города превратились в развалины, их жители были истреблены или бежали на Юг. Ремесло сохранилось частично лишь в деревне. Обмен осуществлялся натуральным образом. Функции денег зачастую выполняли шёлковые ткани и лошади.

Для всех северных династий-царств, принимавших классические китайские названия (Чжао, Цинь, Вэй и др.), были характерны две политические тенденции.

Во-первых, варваризация привычного для осёдлых китайцев образа жизни, включавшая невиданный в конфуцианском Китае разгул жестокости, произвола, пренебрежения к жизни человека, вплоть до массовых убийств, не говоря уже о царившей при дворах новых правителей обстановке нестабильности, заговоров, казней, переворотов и поголовном истреблении проигравших противников с их семьями.

Во-вторых, китаизация , т.е. активное стремление воцарившихся племенных вождей кочевников использовать китайский опыт администрации и китайскую культуру для стабилизации своей власти. С течением времени вторая из этих противостоявших друг другу объективных тенденций вышла на первый план и стала ведущей. Под воздействием китайской культуры наводнившие Северный Китай кочевники в V-VI вв. окитаизировались настолько, что к концу VI в. их потомки, включая и правителей, стали обычными китайцами. Это в очередной раз подтвердило традиционный китайский афоризм: «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне».

С прекращением нашествий и войн население постепенно возвращалось к «очагам и колодцам». Сильные дома захватывали земли и подчиняли себе землепашцев. Сбор налогов был крайне затруднён, казна всё больше пустела. В этих условиях бывшие кочевники, покорившие осёдлое население, взяли на вооружение китайский опыт управления. Вэйский двор в лице императора Тоба Хуна, приверженца ханьской культуры, прибегнул к мерам по закреплению права государства в распоряжении землёй. В 485 г. императорский указ, устанавливающий некоторое ограничение роста крупных землевладений, способствовал дальнейшему развитию опыта аграрных преобразований, предпринятых ещё в государстве Цзинь и известных как надельная система. Введение надельной системы символизировало стремление упрочить принцип государственности. Чётче, чем в 280 г., указ 485 г. фиксировал право крестьян на казённый надел, устанавливал его размеры и обязанности его держателей. Крестьяне от 15 до 70 лет имели право на владение пахотной землёй . Мужчины получали надел в 40 му, женщины - вдвое меньше. На пахотном поле следовало выращивать зерновые культуры, прежде всего просо. По достижении глубокой старости, при потере трудоспособности или со смертью податного его земля передавалась другому держателю. Купля-продажа и любой вид временной передачи пахотного участка воспрещались, однако, на практике этот запрет, как правило, нарушался. Указ оговаривал введение особых имущественных наделов, начисляемых в виде дополнительных пахотных полей владельцам рабов и рабочего скота, а также многосемейным. На неженатых членов семьи начислялась одна четвёртая, на раба – 1/8, а на вола – 1/10 часть обычного надела.

Вторую часть надела составляла приусадебная садово-огородная земля, предназначенная для выращивания тутовых деревьев, конопли и овощей. Садово-огородный участок, по существу, считался наследственным, и в случае необходимости его можно было продать или купить. Наследственной числилась и земля, занятая двором-усадьбой.

Держание надела было обусловлено ежегодными налогами – так называемой «триадой повинностей» – зерном, шёлковой или конопляной тканью и ватой, а также казёнными работами до 20-30 дней в году. Налоговая система, предусматривающая соединение земледелия и ремесла в рамках крестьянского двора, отвечала натуральному характеру традиционной общины и естественному разделению труда между мужчиной-пахарем и женщиной-пряхой.

Казна стремилась гарантировать своё право на получение постоянного потока налогов. С этой целью в деревне по древним образцам вводилась детализированная система управления – система пятидворок, связанных принципом круговой поруки. Пять дворов составляли низшую единицу – линь ; пять линь составляли ли; пять ли, куда входило 125 дворов, образовывали деревенскую организацию дан. Эти объединения управлялись сельскими старостами. В качестве вознаграждения старосты частично освобождались от повинностей и налогов. Принцип круговой поруки отражал стремление государства упорядочить отношения с земледельцами, используя для этого кланово-патронимические связи, большие родственные и соседские коллективы в деревне.

Чиновникам, состоящим на государственной службе, полагались во временное пользование наделы земли, доходы с которых выступали в качестве натурального жалования. Не занимаясь хозяйством, они лишь кормились с этих наделов, пока находились на службе. На этих землях, как и на землях членов царского рода, тобийской знати, сильных домов, работали крестьяне или посаженные на землю буцюй (слуги и домашняя стража), а также пришлые (кэху) и другие категории земледельцев. Надельная система не исключала наличия землевладения сильных домов, но она способствовала перераспределению земельного фонда в пользу государства. Укрепление государственной собственности на землю способствовало усилению централизованной империи.

Следующий этап в усвоении китайской культуры тобийцами связан с перенесением старой столицы Пинчэн (на северных окраинах Китая) в Лоян . Именно здесь были проведены реформы, означавшие резкий поворот к забвению сяньбийских традиций и к китаизации всех подданных государства. В случае смерти сяньбийца воспрещалось предавать земле его прах в родном северном крае, и теперь его велено было хоронить в Хэнани. Более того, род Тоба стал называться Юань, все 109 сяньбийских двухсложных фамилий были заменены на китайские односложные. При императорском дворе официальным языком стал китайский, а осмелившиеся говорить на родном языке лишались чина.

Тобийские власти добровольно выбрали приемлемый для них путь развития, свойственный китайской цивилизации. Они официально заявили себя преемниками древнего легендарного правителя Хуан-ди, сознательно переняли основы китайской культуры – ритуал и нормы семейной этики, распространённой на общество и государство. В соответствии с китайскими принципами административного устройства был организован и государственный аппарат. Деля по традиции чиновников на 9 рангов, высшие 4 ранга власти замещали главным образом представителями сяньбийской аристократии, а остальные 5 – знатными китайцами. Уделяя большое внимание происхождению подданных, они стали поощрять браки между сяньбийской аристократией и верхушкой китайской знати.

При дворе запрещалось ношение варварской одежды, и мода на китайское платье скоро распространилась и среди рядового населения. Тобийская верхушка отказалась от своих исконных верований, в том числе и от шаманизма.

Политика тобийских властей, усвоивших опыт государственного строительства, и особенно осуществление надельной системы, способствовали подъёму сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению урожаев. Одновременно отстраивались города, ставшие культурными и экономическими центрами, оживилась торговля. К середине VI в. Северный Китай вновь стал китайским.

История Китая

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы , создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии , по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.

Следует понимать, что изучение такой временной протяженности сопряжено с сильной асимметрией в количестве источников исторических сведений, в то время как относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что поздняя эпоха активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии:

  • Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу - до 221 до н.э.)
  • Имперский Китай (Цинь - Цин)
  • Новый Китай (1911 - совр.)

Первый период, скупо документированный, занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй; второй период, в свою очередь, иногда делят на Ранний (до конца Тан) и Поздний (до конца Цин). При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как части Китая.

Доисторический период

Основная статья: Доисторический Китай

Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) - группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ , которые традиционно объединяются общим названием Яншао . Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней . Позднее в этом районе распространилась культура Луншань : появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).

Государство Шан-Инь

Государство Чжоу ( -III вв. до н. э.)

Обширная территория государства Чжоу (кит. упр. 周 , пиньинь : Zhōu ), охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований - изначально, наследственных уделов на территориях, заселённых различными племенами и расположенных на удалении от столиц - Цзунчжоу (западной - около г. Сиань) и Чэнчжоу (восточной - Лои, Лоян). Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного правителя - обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более самостоятельными.

Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы. В государстве Чжоу значительная часть иньцев была расселена на новых землях на востоке, где была построена новая столица - Чэнчжоу (современная провинция Хэнань).

Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии - царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.

В V-III вв. до н. э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век . Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.

В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь , Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью.

Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения - за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.

Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

Империя Хань

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (кит. трад. 漢 , упр. 汉 , пиньинь : Hàn ; 206 до н. э. - н. э.) основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э .

Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.

Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти.

С правления Гао-цзу (206-195 до н. э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.

В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман , провозглашающий себя императором и основателем государства Синь . Начинается ряд преобразований, который прерывается экологической катастрофой - река Хуанхэ изменила русло. Из-за трехлетнего голода центральная власть ослабла. В этих условиях начались восстание краснобровых и движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман был убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю.

Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до г. н. э.

Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)

Восточную Хань сменил период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за власть между военачальниками было основано новое государство Цзинь (кит. трад. 晉 , упр. 晋 , пиньинь : jìn ; -).

Государство Тан

Правители из династии Лю покончили с выступлениями знати и провели ряд успешных преобразований. Происходит разделение страны на 10 провинций, была восстановлена «надельная система», усовершенствовано административное законодательство, укреплена вертикаль власти, оживились торговля и городская жизнь. Значительно увеличились размеры многих городов и численность городского населения.

Несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др. Изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка. Одной из наиболее впечатляющих и эффективных из данных инноваций было вполне сознательное, систематическое и хорошо организованное внедрение и распространение новых сортов скороспелого риса из Южного Вьетнама (Чампы).

Чингисхан создал организованную и боеспособную армию , которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса.

Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в пошёл войной на чжурчжэней и в взял Пекин.

Завоевания в Южном Китае были продолжены уже в 1250-х , после похода в Европу. Вначале монголы захватили страны, окружавшие Южно-Сунскую империю - государство Дали ( -), Тибет (). В монгольские войска под предводительством хана Хубилая с разных сторон вторглись в Южный Китай, но осуществлению их планов помешала неожиданная смерть Великого хана Мункэ (). Хан Хубилай , захватив ханский престол, в перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин , а в в Чжунду - современный Пекин). Столицу южносунского государства Ханчжоу монголам удалось взять лишь в . К весь Китай был завоёван, а Сунская империя - уничтожена.

Удел Хубилая и его потомков, великих ханов Монголии - Великое Юаньское государство (монг.: Их Юан улс), стал частью Великой Монгольской империи (монг.: Их Монгол улс). Китай в этот период не был суверенным государством и представлял собой неотъемлемую часть империи монголов.

Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства.

Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос» (Байляньцзяо).

Государство Мин ( -)

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны. К власти пришёл один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан , основавший государство Мин (кит. упр. 明 , пиньинь : Míng ; -). Китай вновь стал независимым государством.

Монголы, оттеснённые на север, приступают к активному освоению степей современной Монголии. Империя Мин подчиняет себе часть чжурчжэньских племён, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань .

Китайский флот под командой Чжэн Хэ , состоящий из нескольких десятков крупных океанских джонок, за период с по совершает несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки. Не принеся Китаю никакой экономической выгоды, экспедиции были прекращены, а корабли - разобраны.

В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.

Война с Францией

После двух франко-вьетнамских войн ( - и - гг.) Франция владела Южным и Центральным Вьетнамом. Северный Вьетнам номинально находился в вассальной зависимости от Цинской династии . Во время франко-вьетнамской войны 1883-1884 гг. Франция захватила ряд пунктов, принадлежащих Цинской империи. 11 мая и 9 июня 1884 г. между Францией и империей Цин была подписана конвенция, обязавшая её вывести из Вьетнама войска, введённые туда в -1883 гг. Также Китай обещал признавать любые договоры, которые будут заключены между Францией и Вьетнамом. 6 июня 1884 Франция принудила Вьетнам заключить мирный договор, по которому она устанавливала протекторат над всем Вьетнамом. Но цинское правительство отказалось признать вьетнамо-французский мирный договор. В июне 1884 г. цинские войска уничтожили французские отряды, которые прибыли во Вьетнам для того, чтобы его занять согласно договору. Французское правительство это использовало как предлог к войне. Началась франко-китайская война . Несмотря на успехи цинских войск император предложил Франции сесть за стол переговоров. Тяньцзиньский франко-китайский договор был подписан 9 июня 1885 года. По этому договору империя Цин признавала Францию владычицей Вьетнама, выплачивала контрибуцию и предоставляла Франции ряд торговых привилегий в пограничных с Вьетнамом провинциях Яньнань и Гуанси .

Японо-цинская война 1894-1895 годов

Тройственная интервенция

Условия, навязанные Японией империи Цин, привели к так называемой «тройственной интервенции » России , Германии и Франции - держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем и поэтому восприняли подписанный договор как наносящий ущерб их интересам. 23 апреля Россия , Германия и Франция одновременно, но по отдельности обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова , которая могла бы привести к установлению японского контроля над Порт-Артуром , в то время как Николай II , поддерживаемый западными союзниками, имел собственные виды на Порт-Артур как незамерзающий порт для России. Германская нота была наиболее жесткой, даже оскорбительной для Японии.

Японии пришлось уступить. 10 мая 1895 года японское правительство заявило о возвращении Китаю Ляодунского полуострова , правда, добившись увеличения суммы китайской контрибуции на 30 миллионов таэлей.

Успехи русской политики в Цинской империи

В 1895 году Россия предоставила Пекину заём в 150 миллионов рублей под 4 % годовых. Договор содержал обязательство Китая не соглашаться на иностранный контроль над своими финансами, если в нём не будет участвовать Россия. В конце 1895 года по инициативе Витте был основан Русско-Китайский банк . 3 июня 1896 года в Москве был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги . Общество КВЖД получало полосу земли вдоль дороги, которая переходила под его юрисдикцию. В марте 1898 года был подписан русско-китайский договор об аренде Россией Порт-Артура и Ляодунского полуострова .

Захват Цзяочжоу Германией

В августе 1897 года Вильгельм II посетил Николая II в Петергофе и добился согласия на устройство немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу (в тогдашнем варианте транскрипции - «Киао-Чао»), на южном побережье Шаньдуна . В начале ноября в Шаньдуне китайцами были убиты германские миссионеры. 14 ноября 1897 года немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу и захватили его. 6 марта 1898 года было подписано германо-китайское соглашение, по которому Китай арендовал Германии Цзяочжоу сроком на 99 лет. Одновременно китайское правительство предоставило Германии концессию на постройку двух железных дорог в Шаньдуне и ряд горных концессий в этой провинции.

Известная французская карикатура конца 1890-х годов представляет Китай, который делят как пирог королева Виктория (Великобритания), Бисмарк (Германия), Николай II (Россия) и император Мэйдзи (Япония), а также Марианна , представляющая Францию (французский карикатурист деликатно изобразил её без попытки «урвать свой кусок»). На заднем плане Ли Хунчжан пытается остановить происходящее, но бессилен.

Сто дней реформ

Непродолжительный период реформ начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзайтянем (название годов правления - Гуансюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики». Цзайтянь привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т. д. Период радикальных реформ окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая Императрица Цыси произвела дворцовый переворот и отменила реформы.

XX век

Карта собственно Китая в начале XX века из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Боксёрское восстание

В мае 1900 года в Китае началось большое восстание, получившее название боксёрского или Ихэтуаньского восстания . 20 июня в Пекине был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за этим восставшими были осаждены дипломатические миссии, находившиеся в особом квартале Пекина. Было осаждено также здание католического кафедрального собора Петанг (Бейтанг). Начались массовые убийства «ихэтуанями» китайцев-христиан, в том числе было убито 222 православных китайца. 21 июня 1900 года Императрица Цыси (慈禧) объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Великие державы согласились о совместных действиях против восставших. Главнокомандующим экспедиционными силами был назначен германский генерал Вальдерзее . Однако, когда он прибыл в Китай, Пекин был уже освобожден небольшим передовым отрядом под командованием русского генерала Линевича . Русская армия заняла нужную позицию - Манчжурию .

Карта железных дорог Китая (1908 г.)

Русско-японская война

После падения монархии, Богдо-хан Монголии отказался повиноваться республике и объявил, что его страна признавала сюзеренитет маньчжурской династии, а не Китайской республики. 3 ноября 1912 г. было заключено соглашение Монголии с Россией. Англия воспользовалась внутренней борьбой в Китае для усиления своего влияния в


Китайское общество в III в.

Феодальные отношения в Китае развивались на основе кризиса рабовладельческого общества империи Хань и разложения первобытного строя соседних с ней племен на Севере. В древности Ханьская держава занимала обширную территорию, простиравшуюся от Великой стены, проходившей северо-восточнее нынешней, до побережья Южно-Китайского моря. Наиболее передовые экономические районы находились в долинах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы, а также на территории современных провинций Сычуань и Шаньдун. Более 50 млн. жителей империи расселялись крайне неравномерно. Наиболее людные районы окружали древние столицы Чанъань (Сиань) и Лоян.

Китай стал крупной земледельческой страной. Полеводство в значительной степени основывалось на искусственном орошении. В бассейне р. Вэй, в междуречье Хуанхэ и Янцзы древние китайцы (ханьцы) вырыли большие каналы и создали разветвленную сеть мелких канав. Полив, тщательное возделывание почвы, внедрение грядковой культуры и удобрений - все это давало возможность собирать высокие урожаи зерновых, бобовых и овощей. Кроме того, с глубокой древности здесь выращивали шелкопряда и изготовляли искусные шелковые ткани. В сельском хозяйстве и в ремесле шире стали применять железо, постепенно заменившее бронзу. Немалых успехов достигло производство керамики, строительное дело, изготовление оружия и различных предметов роскоши. В Китае писали тушью и кистью на шёлковых свитках, была изобретена и бумага. Китайский шелк, железо, изделия из лака и бамбука высоко ценились на рынках далеких стран. Торговля и денежное обращение достигли значительного уровня.

Кризис рабовладельческого общества, жесточайшее подавление народного восстания 184 г), подготовленного даосской сектой «Желтых повязок», привели к гибели населения, запустению страны и разрыву торговых связей. Крушение империи Хань нанесло решительный удар устоям рабовладельческого общества? Складывались элементы новых, феодального типа, отношении, зародившиеся в недрах старого, переживавшего длительный кризис общества. Но события, потрясавшие Китай в.III-VI вв., сдерживали их развитие. Кроме того, рабство как социальная категория не было окончательно уничтожено и осталось в средневековом обществе, что отрицательно сказалось на экономическом и культурном развитии страны.

Падение империи значительно ослабило позиции господствующего класса. И хотя многолетнее массовое народное движение было подавлено, восстановить прежние формы управления оказалось невозможно. Начальники правительственных войск и самостоятельных отрядов вступили в длительную междоусобную борьбу. В 189 г. пала столица Лоян. Внутренние войны завершились разделом бывшей империи между тремя полководцами. Начался период Троецарствия.

На севере страны в столичных районах властителем стал Цао Цао, один из руководителей подавления восстания «Желтых повязок». Он создал царство Вэй и вел успешные войны с кочевниками на севере. На юго-востоке сложилось государство У со столицей в районе современного Нанкина, а на западе - царство Шу в Сычуани. О войнах между тремя царствами сохранилось много преданий, которые позже легли в основу знаменитого эпоса «Троецарствие», написанного в XIV в. Ло Гуаньчжуном.

В 265 г. вэйский военачальник-Сыма Янь сверг одного из потомков Цао Цао и основал династию Цзинь. Войны трех царств закончились завоеванием северянами государства Шу, а в 280 г. и государства У. В стране утвердилась власть цзиньского императора Сыма Яня.

Кризис рабовладельческого общества, кровавое подавление народных восстаний и внутренние войны разорили хозяйство Китая и обезлюдили страну. Подавляя выступления, каратели прибегали к поголовному истреблению. За столетие численность податных сократилась с 50-56 до 16-17 млн. Земледельцы покидали свои деревни. Рабы бежали от своих господ. Войны привели в упадок ирригационную систему. Источники свидетельствуют о частых наводнениях и других стихийных бедствиях, а также о голоде, поражавшем целые области. Общественное производство резко сократилось в связи с уменьшением обрабатываемой земельной площади и запустением сел. Города были разграблены или сожжены, торговая деятельность почти прекратилась. В деревне хозяйничали так называемые сильные дома - крупные хозяйственные и социальные объединения, ядро которых составлял клан его предводителя - крупного землевладельца.

Воинам своих отрядов, а также домашней страже главы «сильных домов» предоставляли небольшие участки земли. Бездомных, разоренных и пришлых, называемых в источниках «гостями», они также сажали на землю, превращая их в лично-зависимых, связанных с хозяином земли рентными отношениями кабального должничества. Казна все более лишалась доходов.

«Сильные дома» захватили огромные пространства земли. Возвышение крупных землевладельцев грозило новым расчленением страны.

В 280 г. Сыма Янь издал указ об аграрной системе. Согласно ей каждый трудоспособный мог получить надел при условии выполнения в пользу казны определенных повинностей. Основной трудовой, единицей_считались податные (дин) -мужчины или женщины в возрасте от 16 до 50 лет, имеющие право на полный надел. Урожай с части земли шел возделывателю, а с другой - казне. Податные в возрасте 13-15 и 61-65 лет пользовались наделом лишь в половинном размере. Дети и старики землей не наделялись и не платили податей. Взрослый податной за пользование наделом должен был отдавать казне 2/5 собранного урожая. С каждого двора, если главой был мужчина, полагалось взимать ежегодно три штуки шелковой, ткани и три весовые меры шелковой ваты. Если же двор возглавляли женщина, подросток или престарелый, то налог сокращался вполовину. Податные должны были отрабатывать на казенных работах до30 дней в год. В отдаленных и пограничных районах норма налогов уменьшилась. Эти более льготные условия должны были обеспечить переход трудового люда под покровительство государства и стимулировать подъем заброшенных земель.

Не известно, насколько широко указ 280 г. был проведен в жизнь. Однако система, декларированная Сыма Янем, послужила основой аграрных мероприятий в последующие века. Стремясь привлечь на службу людей зажиточных и образованных, цзиньский правитель обещал чиновникам в качестве вознаграждения наделы земли, их размеры зависели от ранга изанимаемой должности. Поля этих наделов обрабатывали государственные податные, лично-зависимые держатели, полурабы и рабы. Власти добивались ограничения численности частнозависимых землевладельцев, во владениях чиновников высших рангов могло быть не более 50 дворов, освобожденных от казенных повинностей. Реформа не затронула интересов верхнего слоя господствующего класса, сохранявшего свои владения, но создала для них серьезную угрозу оттока рабочей силы. Таким образом, процесс феодализации в Китае протекал в условиях сосуществования и противоборства двух форм феодальной земельной собственности: государственной и частной, представленной в основном «сильными домами».

Столкновение сторонников расширения государственной собственности на землю и глав крупных владений привело в конце III в. к вооруженным конфликтам между ними. В то же время стремления чиновников закрепить за собой полученные на кормление земли, возложить на пахарей тяжелые повинности и усилить их личную зависимость вызвали народные возмущения. Особенно массовым было движение в Сы-чуани и Шаньси, Тысячные отряды повстанцев нападали на усадьбы сильных домов, чиновников, вторгались в городские поселения. Со смертью Сыма Яня в 289 г. началась борьба за престол, в ходе ее от грабежей и пожаров гибли старинные столичные города. В междоусобицу втягивались отряды кочевников сяньбийцев и ухуаней, а также гуннских конников. Китайские войска перестали охранять окраины и тем самым открыли путь кочевникам для вторжения в страну.

Нашествие кочевников

В III-VI вв. в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов, достигший затем в Европе границ Римской империи. Он начался с переселения южных гуннов (нань сюнну), сяньбийцев, ди, цянов, цзе и других племен, которые с севера постепенно перемещались на Среднекитайскую равнину - колыбель этнической общности древних китайцев. Здесь возникали и гибли, сменяя друг друга, так называемые варварские государства.

С распадом гуннского союза на севере южные группы остались жить на территории северных районов Шаньси и Внутренней Монголии. Главным занятием их было скотоводство. Разложение первобытнообщинного строя привело к образованию классов. Представители верхушки пяти гуннских племен избирали верховного правителя - шаньюя, который постепенно превращался в царька с наследственной властью. Шаньюи были издавна связаны с императорской фамилией, получали в жены китайских принцесс. Их старшие сыновья воспитывались при ханьском дворе часто на положении почетных заложников. В ставках шаньюев и аристократов скопились значительные ценности, полученные в результате эксплуатации рядовых членов племен, продажи рабов в империю. Китайские чиновники и купцы жили при дворе шаньюя и глав пяти аймаков, вели выгодную торговлю, вывозили рабов и скот. Отряды гуннов не раз выступали на помощь императорам или брали на себя охрану границ. Связи с аристократами, интриги китайских дипломатов и подкупы давали двору сына Неба возможность держать гуннов в повиновении и вести с ними неэквивалентную торговлю. С ослаблением империи гуннов шаньюи стали претендовать на китайский престол и активно вмешиваться в междоусобицы. Войска Цзиньской империи оказались совершенно бессильны против мощной гуннской конницы, занявшей центральные провинции. В 311 г. пал Лоян, а в 316-м Чанъань. Вслед за гуннами пришли в движение многочисленные племена, кочевавшие вдоль сухопутных рубежей китайской империи. У некоторых из этих племен господствовал родовой строй, они не знали наследственной власти, а вождей выбирали, значительными правами пользовались женщины. У других племен уже выделилась аристократия и существовало рабство в его первоначальной форме. Племенная верхушка, связанная с китайскими чиновниками и купцами, была проводником политического и экономического влияния Срединной империи, служила опорой политики порабощения, осуществляемой Китаем в отношении соседей. В свою очередь кочевая знать использовала связи с империей для собственного обогащения и ограбления соплеменников.

Наиболее крупное объединение составляли племена сяньби, кочевавшие на северо-востоке и занимавшиеся охотой и скотоводством. Их вожди и знать завязали торговлю с китайскими купцами, посылали ко двору дань и заложников, выпрашивали титулы и ценные подарки, обещая прекратить набеги. Китайские послы пытались использовать сяньбийцев против гуннов. В III в. сяньбийские племена делились на несколько крупных союзов. Наиболее многочисленными из них были союз муюнов, владевших Южной Маньчжурией, и союз племен тоба, кочевавших во Внутренней Монголии и Ордосе. Племена муюнов заняли Хэбэй и вели против гуннов длительные войны на суше и на море. При поддержке, китайцев они создали царство Янь.

К богатствам Срединной империи потянулись и обитатели западных краев: племена тибетской группы заняли земли Ганьсу, Шэньси и Нинся. Их знать утвердила царскую власть и создала государство Цинь. Северо-западные племена обладали большой военной силой. Завоевательные устремления привели их в столкновение с муюнами, а затем и с китайцами. Огромное войско, возглавленное Фу Цзянем, правителем Цинь, выступило в поход, преодолев большие пространства, горные хребты и реки. Через Хэнань войско Цинь двинулось на юго-восток, на-правляя удар против китайцев, еще удерживавших прибрежные районы Янцзы. В 383 г. у р. Фэйшуй, в бассейне р. Хуайхэ они пришли в столкновение с малочисленным войском противника. Полководцы южного царства, применив хитрость в стиле древнего классического военного искусства Китая, нанесли полчищам Фу Цзяня жестокое поражение. Кочевники в панике бежали. Царство Цинь распалось.

Государства, созданные завоевателями на Севере Китая, отличались неустойчивостью и легко распадались. Войны сопровождались истреблением и угоном в рабство коренного населения. Северный Китай, древнейший очаг китайской культуры с экономически наиболее развитыми и густонаселенными территориями, превратился в арену почти 100-летней войны.

Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные сяньбийские племена тоба. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором. Организуя государственный аппарат, он использовал китайский опыт. Сломив сопротивление мелких государств и племенных союзов, тобийцы вторглись в 367 г. в Китай. На завоеванной территории создавались новые органы власти по китайскому образцу. Внук Тоба Гуя в Северном Китае установил правление династии, известной под названием Северных Вэй.

Южные и северные государства

Вторжение кочевников в Северный Китай открыло новую эпоху, названную в традиционной историографии периодом Южных и Северных династий. В III-VI вв. противостояние Севера и Юга, которого не знал древний Китай, стало важнейшей чертой этого времени. Разрушения, причиненные кочевниками, междоусобные войны, поборы, голод, эпидемии, обрушившиеся на Север, вызвали значительный отток населения.

На южных землях, обильных природными богатствами, с благоприятным климатом, сравнительно редкое население состояло из местных коренных племен и китайцев. Беженцы занимали плодородные долины, теснили местных жителей, захватывали их поля. Пришельцы с Севера расширяли запашку, создавали оросительные сооружения, принесли опыт обработки пашен, накопленный веками.

В то же время на Юге разгорелась ожесточенная борьба представителей господствующего класса за землю, за закрепление крестьян. Государственная организация была столь слаба, что не могла отстоять свои притязания на верховную собственность на землю. Фонд государственных земель оставался очень скудным. Крупные землевладельцы принимали под покровительство беглых, не создавая централизованного - хозяйства. Поля крупных землевладельцев обрабатывали зависимые от них держатели (дянькэ), прикрепленные к земле. Тяжелые условия труда и жизни, своеволие господ, опасность порабощения, угроза наказаний, а иногда и смерти заставляли земледельцев искать спасения в бегстве, переходах под покровительство новых хозяев. В середине V в. южное правительство безуспешно пыталось расширить фонды казенных земель.

Вскоре после падения Лояна в 317 г. придворные, собравшиеся в г. Цзянъе (район Нанкина), провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором. Официальные хроники считают 317-419 гг. временем царствования династии Восточная Цзинь. Политически и здесь доминировала северная аристократия, захватившая львиную долю клю-чевых постов при дворе. Но власть императора была весьма слаба. Земли в долине р. Янцзы и у побережья принадлежали крупным владельцам - южанам. Все это привело к длительной и напряженной борьбе внутри господствующего класса. В IV в. противоречия между местными и пришельцами с Севера часто выливались в мятежи. При дворах Восточной Цзинь плелись тайные заговоры, власть захватывали влиятельные сановники.

В конце IV - начале V в. вооруженные восстания крестьян, членов секты «Пять доу риса», а также рост противоречий внутри господствующего класса привели к падению власти Восточная Цзинь. После этого сменились еще четыре династии. Власть императоров не простиралась за пределы столичного района. Часто происходили дворцовые перевороты и убийства. Правящие круги Юга считали Янцзы надежной защитой от конников и не пытались возвратить китайскую территорию. Походы на Север предпринимали отдельные полководцы, но они не получали поддержки двора и аристократов.

Последние попытки отвоевать Север были предприняты в первой половине V в. Но южные войска встретили отпор со стороны хорошо организованной конницы тобийцев, завладевших к тому времени Северным Китаем.

Здесь начиная с IV в. господствовали «варвары»; исконное китайское население в массе занимало подчиненное положение.

Север Китая ко времени тобийского завоевания и образования Се-веровэйского государства являл собой картину упадка. Многие поля запустели и поросли сорняками, тутовые деревья засохли, ирригационная сеть разрушалась, деревни обезлюдели. Города превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или бежали на юг. Ремесло сохранилось частично лишь в деревне. Обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег зачастую выполняли шелковые ткани и лошади.

С прекращением нашествий и войн народ возвращался к «очагам и колодцам». «Сильные дома» захватывали земли и подчиняли себе землепашцев. Сбор налогов был крайне затруднен, казна пустовала.

Все это заставило вэйский двор прибегнуть к мерам по закреплению власти государства в распоряжении землей. В 485 г. императорский указ устанавливал новый порядок, предусматривающий некоторое ограничение роста крупных землевладений. В советской историографии он известен как надельная система. Указ тобийцев стал дальнейшим развитием опыта аграрных преобразований, предпринятых еще в государстве Цзинь в III в.

В борьбе двух путей феодализации закон о надельной системе в какой-то мере символизировал победу принципа государственной собственности на землю над стремлением крупных феодальных родов закрепить свои владения. Закон фиксировал право крестьян на держание надела, свободного от власти отдельных феодалов. Устанавливал его размеры и обязанности их держателей. Мужчины и женщины от 15 до 70 лет имели право на владение пахотной землей: мужчины - в большем размере, женщины - в меньшем. На своем поле они обязаны были выращивать зерновые культуры. По достижении глубокой старости при потере трудоспособности или со смертью податного земля передавалась другому держателю. Купля-продажа и любой вид временной передачи пахотного участка воспрещались. Вторую часть надела составляла садово-огородная земля, предназначенная для выращивания тутовых деревьев, конопли и овощей. Садово-огородная земля, по существу, считалась вечной, наследственной собственностью и ее можно было в некоторых случаях продать или купить. Наследственной числилась и земля, занятая двором-усадьбой.

За держание надела казне ежегодно выплачивались налоги зерном, шелковой или конопляной тканью и ватой. Кроме того, податной отрабатывал определенное число дней в году на казенных работах. Основой налогообложения считалась чета податных.

В деревне вводилась детализированная система управления. Пять дворов составляли низшую общинную организацию линь, пять линь - среднюю общинную организацию ли, пять ли, куда входило 125 дворов, составляли наибольшую деревенскую организацию (дан). Эти объединения управлялись сельскими старостами. В качестве вознаграждения часть податных в семьях старост освобождалась от повинностей и налогов. Вся эта организация отражала стремление государства подчинить своей власти всех земледельцев, разрушить патронимические связи и большие родственные и соседские коллективы в деревне. Двор (ху) как податная единица не мог служить основой учета, потому что дворы включали обычно несколько родственных семей. Власти добивались учета и обложения каждой четы и разрушения замкнутых общин-дворов.

Указ оговаривал существование особых имущественных наделов, начисляемых в виде дополнительных пахотных полей владельцам рабов и рабочего скота, а также многосемейным. На неженатых членов семьи начислялась 1/4, на раба-1/8, а на вола -1/10 часть обычного надела. Такой порядок отвечал интересам феодализирующейся знати и мог обеспечить ей довольно крупные землевладения. Чиновникам, состоявшим на государственной службе, полагались наделы земли в качестве натурального жалованья. Не занимаясь хозяйством, они получали доход с этих наделов. На землях членов царского рода, тобийской знати, «сильных домов» и буддийских монастырей работали посаженные на землю буцюй - рабы и полурабы, исполнявшие обязанности слуг и домашней стражи, а также пришлые - кэху и другие категории зависимых.

Укреплению верховной собственности на землю способствовало усиление раннефеодальной централизованной империи. Система управления в ней складывалась по древнекитайскому образцу. Хотя бывшая кочевая знать продолжала держаться у власти, процесс китаизации шел сравнительно быстро. Вэйские государи широко восприняли знания и опыт китайцев. Большую роль в государственном аппарате играли китайские чиновники. Государственным языком стал китайский, а сяньбийский был запрещен. Тобийская аристократия принимала фамилии по китайскому образцу, носила местную одежду и подчинялась правилам китайского этикета. Тобийцы отказались от шаманизма. Идеологическое средство для укрепления своей власти они нашли в буддизме.

Первоначально тобийские правители вступили в резкое столкновение с буддийскими монахами, которые, проникнув в северо-западные районы, захватывали земли и подчиняли себе хлебопашцев, но со временем вражда прекратилась. К VI в. в государстве Северных Вэй насчитывалось до 50 тыс. монастырей.

Осуществление надельной системы способствовало подъему сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению урожая зерна. Отстраивались некоторые города, ставшие культурными центрами, оживилась торговля. Постепенно тобийский двор терял контроль над, сильными феодальными домами. Северовэйская держава распадалась на Западное и Восточное государства. В середине VI в. к власти в. них окончательно пришли китайцы.