Open
Close

Правовое регулирование налога на прибыль организаций: налогоплательщики, основные элементы налога, особенности определения доходов и расходов у разных налогоплательщиков. Налогоплательщики налога на прибыль организаций Какие организации не являются налого

Нормативно-правовая база: Налоговый кодекс гл.25.

налогоплательщиками налога на прибыль организаций в соответствии со ст.246 НК РФ являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ;

3) иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

К российским организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Плательщиками налога на прибыль являются любые юридические лица, у которых возникает объект налогообложения, вне зависимости от цели их создания, следовательно, ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Таким образом, налогоплательщиками налога на прибыль организаций в частности являются: промышленные организации, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюджетные учреждения и др.

При осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности) каждый из участников являются самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль. Так, согласно ст.278 НК РФ доходы, полученные от участия в совместной деятельности, включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков-участников договора.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу плательщиков налога на прибыль.

К иностранным организациям относятся: иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Для того чтобы иностранные организации относились ко второй группе налогоплательщиков, они должны обладать двумя следующими признаками:

1) действовать на территории РФ через постоянное представительство;

2) получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства.

При определении понятия «постоянного представительства» необходимо руководствоваться ст.306 НК РФ, а также соответствующими международными налоговыми договорами (соглашениями).

Отличительной чертой другой категории иностранных организаций - налогоплательщиков является то, что получение ими дохода не связано с наличием у них на территории РФ постоянного представительства. К таким доходам в частности относятся: дивиденды, процентный доход от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от международных перевозок, штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств и др. Данные доходы облагаются налогом, который удерживается источником выплаты.


Не являются плательщиками налога на прибыль организации, применяющие особые режимы налогообложения, которые предусматривают замену обязанности по уплате налога на прибыль уплатой специальных налогов, установленных в разделе VIII.I НК РФ:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). (гл. 26.1)

Упрощенная система налогообложения. (гл. 26.2)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (гл. 26.3)

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога на основании главы 26.1 НК РФ. На уплату единого сельскохозяйственного налога могут быть переведены только сельскохозяйственные предприятия, отвечающие следующим требованиям, установленным в главе 26.1 НК РФ:

производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях;

выручка которых от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, должны составлять не менее 70 процентов в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг);

не являющиеся сельскохозяйственными предприятиями индустриального типа,

Сельскохозяйственные предприятия, не отвечающие перечисленным требованиям, должны уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ в общеустановленном порядке.

Не являются плательщиками налога на прибыль соответствии с главой 26.2 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения . Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций и ряда других налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

не являются плательщиками налога на прибыльв соответствии с гл.26.3 организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по прибыли, полученной от этих видов деятельности. По прибыли, полученной от других видов деятельности, они обязаны уплачивать налог в общеустановленном порядке. С учетом этого они обязаны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых в отношении различных видов деятельности к которым применяются разные режимы налогообложения.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики, применяющие особый режим налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Кроме организаций, уплачивающих особые налоги в рамках специальных режимов налогообложения,не являются плательщиками налога на прибыль организации, уплачивающие налог на игорный бизнес , по деятельности, относящейся к игорному бизнесу. Согласно п.9 ст.274 в налоговую базу по налогу на прибыль не должны включаться доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

От налогоплательщиков налога на прибыль необходимо отличать налоговых агентов. Налоговыми агентами по налогу на прибыль являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство. Обязанность по удержанию налога на прибыль налоговыми агентами предусмотрена в двух случаях: а) при выплате дохода от долевого участия п.2 ст.275 НК РФ; б) при выплате доходов иностранным организациям ст.309, 310 НК РФ.

Налог с дохода в России платят юрлица, на ИП это требование не распространяется. Однако и среди различных компаний есть такие, которые не являются плательщиками . О тонкостях действующего законодательства поговорим подробнее.

Кто обязан платить?

Согласно ст. 246 НК РФ, налог на прибыль обязаны платить:

  • российские организации (коммерческие, бюджетные, некоммерческие; к ним же причисляют и зарубежные – налоговые резиденты России и те, у которых местом фактического управления является наша страна);
  • зарубежные компании, у которых на территории РФ есть свои представительства, и те, что получают доход из российских источников;
  • участники КГН.

Эти юридические лица – плательщики налога на прибыль, а потому обязаны высчитывать необходимую сумму и в установленные законом сроки перечислять ее в казну. Кроме того, от них требуется ведение налогового учета, своевременная подача декларации в налоговую инспекцию и выполнение ряда других обязательств. О них сказано в ст. НК РФ.

Платить указанный налог компании должны лишь в том случае, если есть объект налогообложения. Для российских им являются «доходы минус расходы» (при условии, что это число положительное). При этом доходы учитываются как реализационные, так и внереализационные.

Для зарубежных – прибыль представительства, которая уменьшает расходы. Для тех, кто улучшает собственное материальное положение благодаря российским источникам, объектом налогообложения становятся доходы, прописанные в ст. 309 НК РФ.

Базовая ставка указанного налога равна 20%, из которых только 2% уходят в бюджет страны, а остальные «оседают» в бюджете местном. В некоторых случаях региональные власти разрешают снизить ставку до 13,5%, а это значит, что организациям приходится платить не более 15,5% от суммы дохода.

Кто имеет право не платить?

Согласно нормам действующего законодательства, юридические лица не становятся налогоплательщиками в следующих случаях:

  • если за ними этот статус власти не закрепляют;
  • если они освобождены от уплаты названного налога.

Это обязательство не распространяется на ряд компаний, которые принимают активное участие в организации и проведении крупномасштабных мероприятий: чемпионат мира по футболу (он состоится в 2018 г.) и чемпионат мира на Кубок FIFA, который будет проходить в 2017 г. Кроме них, законодательная власть РФ не стала требовать платить налог на прибыль так называемых спецрежимников и тех, кто задействован в работе инновационного центра «Сколково».

Заметим, тем юридическим лицам, которые осуществляют свою деятельность на базе особых налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН), в некоторых случаях приходится отчитываться перед налоговой инспекцией за полученную прибыль и платить в казну государства определенный процент от этой суммы. Происходит это в том случае, когда они получают дивиденды от иностранных организаций или проценты по ценным бумагам.

Организации на ЕНВД и те, что оказывают услуги в сфере игорного бизнеса, также имеют полное право не перечислять в казну государства часть своей выручки. Они платят названный налог только с тех видов предпринимательской деятельности, которые под эти особые налоговые режимы попадают. В остальных случаях – указанная обязанность распространятся и на них.

Освобождение от уплаты

Те компании, которые принимают участие в разработке инновационных технологий, могут получить освобождение от уплаты указанного налога. Даётся оно на 10 лет с того момента, как юридическое лицо получает статус участника подобного проекта. В ст. 246.1 НК РФ прописан регламент получения освобождения.

Оно начнет действовать с 1 числа следующего месяца, если в текущем месяце успеть до 20 числа подать пакет документов:

  • письменное уведомление;
  • документы, которые подтверждают тот факт, что юридическое лицо – участник инновационного проекта;
  • документы, подтверждающие, что годовой доход не превышает 1 млрд ₽.

По завершении налогового периода эти же сведения надлежит снова подать в налоговую инспекцию, чтобы продлить действие особого режима или отказаться от него. Заметим, если сотрудники ведомства документы получат позже указанного срока, обнаружат в них ошибку либо не получат вовсе, юридическому лицу придется восстанавливать налог на прибыль и вместе с ним заплатить пени.

Хотим обратить внимание, что пени придется платить не только на сумму налога, но и на . Расчеты производятся по следующей формуле (все показатели перемножаются):

∑П = ∑НхR/300хД,

где ∑П- сумма пени, ∑Н – сумма недоимки, R – ставка рефинансирования, Д – количество дней.

Сроки уплаты налога установлены на законодательном уровне. Они едины для всех. Налог на прибыль следует заплатить не позднее числа месяца, следующего после окончания налогового периода. Эта же дата установлена и для авансовых платежей. Если же организации получила прибыль с ценных бумаг, то заплатить налог нужно в течение ближайших 10 дней.

Итак, плательщиками налога на прибыль являются компании как российские, так и иностранные. Некоторые таковыми не признаются либо получают освобождение от уплаты названного налога. Каждый случай прописан законодательно. Также в НК РФ указывается, что является объектом налогообложения и в какие сроки надлежит перечислить в казну федеральную и региональную определенный процент от суммы дохода.

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в РФ (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2015 г. к российским организациям для целей налога на прибыль приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии со ст. 246.2 НК РФ (п. 5 ст. 246 НК РФ, п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

Таким образом, плательщиками налога на прибыль по общему правилу являются все российские организации и некоторые иностранные организации. Вместе с тем Налоговый кодекс РФ предусматривает исключения. Подробнее об этом мы расскажем в следующем разделе.

Напомним, что к российским организациям относятся организации, которые созданы по российским законам (ст. 11 НК РФ). Это означает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения (ст. 50 ГК РФ).

1.2. КТО ОСВОБОЖДЕН ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА.

КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение от обязанностей по уплате налога на прибыль для некоторых категорий организаций. К ним, в частности, относятся организации:

– применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес;

– участники проекта “Инновационный центр “Сколково” при соблюдении определенных условий.

Также не уплачивают налог организации, которые не признаются плательщиками налога на прибыль, а именно:

1) отдельные иностранные организации – в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

2) следующие организации – в связи с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.:

– Международная федерация футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)) и ее дочерние организации;

– иностранные организации (конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA) – в отношении ряда доходов.

1.2.1. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТИ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА (ЕСХН, УСН, ЕНВД),

А ТАКЖЕ ПРИ УПЛАТЕ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

В большинстве случаев организации, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от обязанностей по уплате налога на прибыль. Это организации:

– применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1, п. 10 ст. 274 НК РФ);

– применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) (п. 2 ст. 346.11, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Примечание

Организации, которые применяют УСН или ЕСХН, обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ);

– применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26, п. 10 ст. 274 НК РФ).

Также от обязанности по уплате налога на прибыль освобождены организации, занимающиеся игорным бизнесом (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Обратите внимание, что те организации, которые перешли на ЕНВД или занимаются игорным бизнесом, не платят налог на прибыль только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом на игорный бизнес (п. 4 ст. 346.26, п. 9 ст. 274 НК РФ). Следовательно, по иным видам деятельности они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке.

Например, организация “Альфа” занимается оптовой и розничной торговлей. По розничной торговле она применяет ЕНВД и освобождена от уплаты налога на прибыль. Однако в отношении оптовой торговли такое освобождение не действует. Таким образом, по оптовой торговле организация уплачивает налог на прибыль в общем порядке.

Отметим, что, несмотря на освобождение от уплаты налога на прибыль, указанные выше организации не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. п. 3, 6 ст. 275, п. п. 4, 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В частности, по общему правилу указанные организации должны перечислить в бюджет налог на прибыль:

– при выплате дивидендов (п. п. 3, 6 ст. 275 НК РФ);

– при выплате определенных доходов иностранным организациям (п. 1 ст. 309, ст. 310 НК РФ).

Примечание

Порядок удержания налога на прибыль налоговым агентом при выплате дивидендов рассмотрен в разд. 15.2 “Доходы от долевого участия в деятельности организации. Понятие дивидендов для целей налогообложения”.

1.2.2. КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ

И ПРОВЕДЕНИЕМ XXII ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР

И XI ПАРАЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР 2014 Г. В Г. СОЧИ

В связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи для некоторых иностранных организаций предусмотрены налоговые льготы.

В частности, не признаются налогоплательщиками:

1) в 2008 – 2016 гг. – иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр (п. 2 ст. 246 НК РФ, ст. 3, ч. 5, 6 ст. 31 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ);

2) в 2010 – 2016 гг. – иностранные маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением игр (п. 2 ст. 246 НК РФ, ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ, п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 9, ч. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

При этом если иностранный маркетинговый партнер МОК является также и официальной вещательной компанией игр (ч. 2 ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ), то в указанный период он не уплачивает налог на прибыль и в отношении некоторых иных доходов (п. 2 ст. 246 НК РФ, ч. 1, 6 ст. 12 Закона N 242-ФЗ).

Перечень лиц, которые относятся к организаторам XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и маркетинговым партнерам Международного олимпийского комитета, а также к официальным вещательным компаниям, закреплен в ст. ст. 3, 3.1 Закона N 310-ФЗ.

1.2.3. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ – УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

“ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР “СКОЛКОВО”.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАВКИ 0% ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Российская организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково” (далее – проект “Сколково”), может быть освобождена от обязанностей налогоплательщика. Такое право организация имеет в течение 10 лет со дня получения указанного статуса. Применять его можно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника проекта “Сколково” (п. 1, абз. 1 п. 4 ст. 246.1 НК РФ).

Это означает, что организация в период такого освобождения не обязана, в частности:

– исчислять и уплачивать налог на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 23, ст. ст. 286, 287 НК РФ);

– вести налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Примечание

Участники проекта “Сколково” в соответствии с абз. 4 п. 5.1 ст. 284 НК РФ вправе вести книгу учета доходов и расходов в порядке, установленном ст. 346.24 НК РФ. В то же время абз. 4 п. 5.1 ст. 284 НК РФ содержит ссылку на п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Однако с 1 января 2013 г. Закон N 129-ФЗ утратил силу. При этом соответствующих изменений в указанную норму Налогового кодекса РФ внесено не было. В связи этим рекомендуем обратиться за разъяснениями по порядку ведения налогового учета в льготном режиме в свою налоговую инспекцию.

Кроме того, с 1 января 2013 г. участники проекта “Сколково” обязаны вести бухгалтерский учет. При этом они вправе применять упрощенный способ его ведения, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”).

Напомним, что до указанной даты организация, осуществлявшая налоговый учет в льготном режиме, должна была вести бухгалтерский учет только основных средств (абз. 2, 3 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

Полагаем также, что указанным организациям не стоит отказываться от ведения налогового учета по правилам гл. 25 НК РФ. Ведь в случае утраты статуса участника проекта “Сколково” им нужно будет восстановить и уплатить налог (п. 3, абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ). А при отсутствии данных налогового учета сделать это будет затруднительно;

– представлять налоговые декларации по итогам отчетных и налогового периодов (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 289 НК РФ).

Обратите внимание!

По мнению Минфина России, организации – участники проекта “Сколково” не освобождены от обязанности представлять налоговые декларации (Письма от 19.12.2011 N 03-03-06/1/832, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/779 (п. 3)).

В то же время налоговые органы не разделяют позицию финансового ведомства. По их мнению, в период использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика декларации по налогу на прибыль представлять не нужно (Письма ФНС России от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 3), УФНС России по г. Москве от 24.08.2011 N 16-15/082365@).

Также отметим, что возможна ситуация, когда организация получает освобождение не с начала года, а в течение налогового периода. В этом случае если освобождение используется начиная с первого месяца квартала (а также при уплате ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли), то представить налоговую декларацию нужно только за предшествующий отчетный период. Если же освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, организация обязана в общеустановленные сроки представить налоговую декларацию за текущий отчетный период. При этом в декларации отражаются финансовые показатели за месяцы, предшествующие месяцу получения освобождения, т.е. за период с 1 января до 1-го числа месяца, с которого применяется освобождение (Письма ФНС России от 20.08.2012 N ЕД-4-3/13704@, от 15.12.2011 N ЕД-21-3/375 (п. 6));

– представлять документы, предусмотренные нормами гл. 25 НК РФ, за исключением перечисленных в ст. 246.1 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Нужно отметить, что само по себе наличие статуса участника проекта “Сколково” не дает права на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Так, участник проекта “Сколково” не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования освобождения, должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

– письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н;

– документы, подтверждающие статус участника проекта “Сколково”;

– выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта или отчет о финансовых результатах, подтверждающие, что объем годовой выручки не превысил 1 млрд руб.

Для последующего использования права на освобождение необходимо ежегодно не позднее 20 января представлять в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о продлении с приложением указанных выше документов (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание!

Если участник проекта “Сколково” не представит перечисленные документы или подаст недостоверные сведения, налог за прошедший налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет вместе с соответствующей суммой пеней (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Как отмечает Минфин России, налог также следует восстановить и уплатить, если необходимые документы участник проекта представит позже установленного срока (Письмо от 20.06.2012 N 03-03-06/1/316).

Организация теряет право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

1) если лишится статуса участника проекта “Сколково” – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

2) если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В этом случае нужно восстановить и уплатить в бюджет налог за налоговый период, в котором произошло превышение. При этом взыскиваются пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Примечание

О порядке определения выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) см. разд. 2.2.1.1 “Определяем сумму выручки”.

Налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого он намерен реализовать эту возможность. При этом повторное освобождение такой организации впоследствии не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).

В том случае, если участник проекта “Сколково” утратил право на освобождение или отказался от него, полученная прибыль может облагаться по ставке 0% (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы совокупный размер прибыли, полученной участником проекта “Сколково” с начала налогового периода, в котором организация прекратила использовать право на освобождение, не превышал 300 млн руб. (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Совокупный размер прибыли определяется как суммы прибыли (убытка), рассчитанные по итогам каждого предыдущего налогового периода (абз. 2 п. 18 ст. 274 НК РФ).

Например, по итогам деятельности за полугодие объем выручки организации “Альфа” – участника проекта “Сколково” превысил 1 млрд руб. В связи с этим организация утратит право на освобождение от обязанностей налогоплательщика (п. 2 ст. 246.1 НК РФ). Поэтому налоговую базу за весь год, в котором ею утрачено право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, она определит нарастающим итогом (п. 18 ст. 274 НК РФ). Допустим, финансовым результатом окажется убыток в размере 50 млн руб.

Также нарастающим итогом организация будет определять налоговую базу каждого следующего налогового периода. Предположим, что в следующем году прибыль составила 150 млн руб., а в последующем – 210 млн руб.

Полученные значения организация должна суммировать (п. 18 ст. 274, п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Совокупный размер прибыли составит 310 млн руб. (-50 млн руб. + 150 млн руб. + 210 млн руб.). Поэтому по итогам года, в котором совокупный размер выручки превысит 300 млн руб., организация “Альфа” должна уплатить налог на прибыль по общей ставке, а также пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение этого года (п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие льготную ставку 0%, обязаны вместе с декларацией по налогу на прибыль представлять в налоговый орган расчет совокупного размера прибыли (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Примечание

Форма и Порядок заполнения расчета налоговой базы участника проекта “Сколково”, а также форма расчета совокупного размера прибыли утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н.

Если же организация утратит статус участника проекта “Сколково” или основания для применения нулевой ставки налога, прибыль, полученная в этом налоговом периоде, подлежит налогообложению по ставке 20%. При этом начисляются пени за несвоевременную уплату авансовых платежей и налога (п. 3, абз. 4 п. 6 ст. 246.1, абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

В заключение отметим, что для участников проекта “Сколково” предусмотрено ограничение по переносу убытков, которые они понесли до применения освобождения. После прекращения использования освобождения такие убытки на будущее не переносятся (п. 9 ст. 246.1 НК РФ).

1.2.4. КТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

В СВЯЗИ С ПОДГОТОВКОЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ЧЕМПИОНАТА МИРА

ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 Г. И КУБКА КОНФЕДЕРАЦИЙ FIFA 2017 Г.

В 2018 г. в России будет проходить финальный турнир 21-го чемпионата мира по футболу Международной федерации футбольных ассоциаций (Federation Internationale de Football Association (FIFA)).

Годом раньше на территории РФ под эгидой FIFA состоится восьмой по счету футбольный турнир среди национальных сборных – Кубок конфедераций 2017 г.

Подготовка и организация указанных спортивных мероприятий ведутся в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Закон N 108-ФЗ внес ряд изменений в том числе в Налоговый кодекс РФ.

Так, с 1 января 2014 г. не признаются плательщиками налога на прибыль (п. 4 ст. 246 НК РФ, п. 5 ст. 41, ч. 2 ст. 58 Закона N 108-ФЗ):

2) дочерние организации FIFA, к которым согласно п. 18 ст. 2 Закона N 108-ФЗ относятся российские и иностранные юридические лица, участвующие в мероприятиях по подготовке и проведению в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., если выполняется хотя бы одно из условий:

– доля FIFA в уставном капитале организации составляет не менее 50%;

3) следующие иностранные организации:

– конфедерации (п. 2 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– национальные футбольные ассоциации (п. 3 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– производители медиаинформации FIFA (п. 23 ст. 2 Закона N 108-ФЗ);

– поставщики товаров, работ, услуг FIFA (п. 16 ст. 2 Закона N 108-ФЗ).

Отметим, что иностранные организации, которые мы перечислили в п. 3, не признаются плательщиками налога на прибыль только в отношении доходов, полученных в связи с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. (абз. 2 п. 4 ст. 246 НК РФ, п. 12 ст. 2, п. 5 ст. 41, ч. 2 ст. 58 Закона N 108-ФЗ).

Срок действия льготы на данный момент не ограничен.

1.3. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для налога на прибыль объектом налогообложения признается прибыль, которую получила организация (ст. 247 НК РФ).

Что такое прибыль? По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации (ст. 247 НК РФ).

Если налогоплательщиком является иностранная организация, которая работает в России через постоянное представительство, то прибылью для нее признается разница между доходами этого представительства и его расходами (п. 2 ст. 247 НК РФ).

Если постоянного представительства у иностранной организации в России нет, то прибылью, с которой ей необходимо заплатить налог, признаются доходы, которые она получила от источников в России (п. 3 ст. 247, ст. 309 НК РФ).

Таким образом, ответ на вопрос, что же такое прибыль для целей налогообложения, может быть разным в зависимости от категории налогоплательщика, который этот вопрос задает.

Как видим, возникновение обязанности по уплате налога на прибыль непосредственно связано с такими понятиями, как доходы и расходы. Поэтому каждый налогоплательщик должен четко понимать, что такое доходы и что такое расходы для целей налогообложения, какие доходы и расходы учитываются при определении налогооблагаемой прибыли, а какие нет.

Организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением указанных игр.

Налог на прибыль не уплачивают также организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие для определенных видов деятельности, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, а также организации, уплачивающие налог на игорный бизнес.

Объектом налогообложения является прибыль , полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

  • для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с НК РФ;
  • для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Классификация доходов организации

Классификация доходов включает две группы:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации);

Под доходами от реализации признаются (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих получение дохода, и документов налогового учета.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами в рублях.

См.далее:

Налоговое законодательство предусматривает 43 вида доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль .

К ним, в частности, относятся доходы:

  • в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
  • в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, а также которые получены в пределах вклада участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  • в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в организации;
  • в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке;
  • в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами России, а также в соответствии с законодательством России атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;
  • в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
  • от организации, если уставный капитал получающей (передающей) стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей (получающей) организации;
  • от физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;

  • другие доходы в соответствии со ст. 251 НК РФ.

Классификация расходов организации

Полученные доходы налогоплательщик уменьшает на сумму произведенных расходов. Произведенные расходы, как и полученные доходы, подразделяются на две группы:
  • расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные . Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с российским законодательством, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с производством и реализацией, группируются по следующим элементам:

  1. материальные расходы;
  2. расходы на оплату труда;
  3. суммы начисленной амортизации;
  4. прочие расходы.

К материальным расходам относятся затраты на:

  • приобретение сырья, материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
  • приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
  • приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
  • приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
  • приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика;
  • другие расходы.

Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета и ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов: метод оценки по стоимости единицы запасов, метод оценки по средней стоимости, метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (), метод оценки по стоимости последних по времени приобретений ().

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства России, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Суммы начисленной амортизации

См.далее:

Расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). Расходы налогоплательщика на НИОКР, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

  • суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в , в на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, начисленные в установленном законодательством России порядке, за исключением платежей по налогу на прибыль и платежей за сверхнормативное негативное воздействие на окружающую среду;
  • расходы на сертификацию продукции и услуг;
  • расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала;
  • расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
  • арендные платежи за арендуемое имущество;
  • расходы на содержание служебного транспорта. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством;
  • расходы на командировки;
  • расходы на юридические, информационные, аудиторские, консультационные и иные аналогичные услуги;
  • плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление (в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке);
  • расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями;
  • расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией;
  • расходы на канцелярские товары;
  • расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы);
  • расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных;
  • расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг);
  • другие расходы.
См.далее:

К расходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, согласно ст. 270 НК, относятся суммы начисленных дивидендов и других сумм распределяемого дохода; штрафы, пени и иные санкции, перечисляемые в бюджет; взносы в уставный капитал; суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и др.

Главой 25 НК РФ предусмотрены два метода признания доходов/расходов в налоговом учете:

  • метод начислений;
  • кассовый метод.

При использовании метода начислений доходы/расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления/выбытия денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. При использовании кассового метода датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходы при кассовом методе признаются после их фактической оплаты с учетом следующих особенностей:

  • расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
  • амортизация признается только по оплаченному налогоплательщиком амортизируемому имуществу, используемому в производстве;
  • расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты.

Налоговая база по налогу на прибыль

Налоговая база по налогу на прибыль равна денежному выражению прибыли организации . При этом по прибыли, облагаемой по различным ставкам, налоговая база рассчитывается раздельно.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток, то налоговая база признается равной нулю. При этом, согласно ст. 283 НК РФ, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Кроме этого НК РФ устанавливает особенности формирования налоговой базы при осуществлении следующих операций (табл.14):

Показатели

Основание

Доходы, полученные от долевого участия в других организациях

Ст.275 НК РФ

Деятельность, связанная с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

Ст. 275.1 НЕСРФ

Доверительное управление имуществом

Ст.276 НК РФ

Передача имущества в уставный (складочный) капитал организаций (фонд, имущество фонда)

Ст.277 НК РФ

Доходы, полученные участниками договора простого товарищества

Ст.278 НК РФ

Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования

Ст.279 НК РФ

Операции с ценными бумагами

Ст. 280-282 НК РФ

Базовая налоговая ставка установлена в размере 20% . При этом налог, исчисленный по ставке 2%, зачисляется в , а по ставке 18% — в . При этом субъектам Федерации предоставлено право снижать ставку налога, подлежащего зачислению в субфедеральные бюджеты, для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%. Таким образом, минимально возможная ставка налога на прибыль составляет 15,5% . Аналогичная льгота может применяться и в отношении организаций — резидентов особых экономических зон.

Для отдельных категорий (иностранные организации, получающие доходы на территории РФ) и видов операций (получение дивидендов, операции с отдельными видами долговых операций) предусмотрены иные ставки налога на прибыль (табл. 15):

Налоговая база по отдельным видам доходов Ставка, %
Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство:
доходы от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок 10
остальные доходы (кроме дивидендов) 0
Доходы, полученные в виде дивидендов:
российскими организациями при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. 0
российскими организациями от российских и иностранных организаций 9
иностранными организациями от российских организаций 15
Доходы в виде процентов:
по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов Федерации и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года; 15
по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года; 9
по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга России. 0

Налоговый период по налогу на прибыль

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год . Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налогоплательщики самостоятельно определяют сумму налога по итогам каждого отчетного периода как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя их ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 286 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций

Наименование платежей Сроки уплаты
Налог и авансовые платежи, уплачиваемые налогоплательщиками
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периода Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Авансовые платежи по итогам отчетного периода:

а) уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли

б) уплачиваемые ежеквартально

а) Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.

б) Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Ежемесячные авансовые платежи* Ежемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя дохода В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход
Налог, удерживаемый налоговыми агентами
Налог на доходы, выплачиваемые иностранным организациям (кроме доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) Не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств
Налог на доходы, выплачиваемые налогоплательщикам в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам Не позднее дня, следующего за днем выплаты
*Ежемесячные авансовые платежи не уплачивают:
  • организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал. Указанная средняя величина определяется для каждого очередного квартала;
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство;
  • некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг);
  • участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых от участия в простых товариществах;
  • инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений;
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Все независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации по налогу на прибыль.

Налогоплательщики (налоговые агенты) предоставляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, предоставляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

«Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации».

На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Согласно статье 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций являются:

· российские организации;

· иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие свои доходы от источников в РФ;

· иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ.

Российскими плательщиками налога на прибыль являются все юридические лица, образованные и зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

К юридическим лицам относятся организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или на правах оперативного управления обособленное имущество и отвечают по всем своим обязательствам данным имуществом, имеют право приобретения и отчуждения последнего, а так же имеют права быть истцом и ответчиком в суде (статья 48 ГК РФ).

В зависимости от наличия прав учредителей, в отношении созданных ими юридических лиц, в соответствии со статьей 50 ГК РФ, последние могут создаваться в форме коммерческих и некоммерческих организаций.

ГК РФ в качестве критерия классификации юридических лиц использует цель создания и деятельности юридического лица, а так же порядок получения и использования прибыли.

Основная цель коммерческой организации – извлечение прибыли и ее распределение между собственниками.

Целью некоммерческой организации, чаще всего, является решение социальных задач, которые направлены на охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

При этом следует учитывать, что некоммерческие организации имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Исключение составляют ассоциации и союзы. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в нем (статья 11 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям ее создания.

Плательщиками налога на прибыль могут быть любые юридические лица, вне зависимости от целей их создания, у которых возникает . Таким образом платить будут как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Отдельные Главы Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что не все организации платят налог на прибыль. Например:

· глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее ЕСХН);

· глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» (далее УСН);

· глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (далее - ЕНВД).

Все вышеперечисленные системы налогообложения представляют собой специальные налоговые режимы, при которых хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, освобождается от уплаты некоторых «традиционных налогов» уплатой соответствующего единого налога. Иначе говоря, те хозяйствующие субъекты, которые применяют вышеперечисленные налоговые режимы, не признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

При этом следует обратить внимание, что хозяйствующие субъекты, применяющие ЕСХН и УСН, освобождаются от уплаты налога на прибыль по всем видам деятельности (пункт 3 статья 346.1 НК РФ и пункт 2 статьи 346.11 НК РФ), а плательщики ЕНВД – по видам деятельности, облагаемым единым налогом (пункт 4 статьи 346.26 НК РФ).

При применении особого режима налогообложения, связанного с уплатой ЕНВД следует помнить, что согласно пункту 7 статьи 346.26 главы 26.3 НК РФ:

«Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке».

Таким образом, организации, осуществляющие наряду с деятельностью, попадающей по действие ЕНВД иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный учет имущества, обязательств и прочих операций, попадающих под действие ЕНВД и иной деятельности.

Особый режим налогообложения так же применяется к организациям, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса. Согласно пункту 9 статьи 274 НК РФ эти организации не являются плательщиками налога на прибыль, поскольку указанная деятельность является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес в соответствии с главой 29 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства, образуют самостоятельную группу налогоплательщиков прибыли:

· иностранные юридические лица, компании, прочие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствие с законодательством иностранных государств;

· международные организации, а так же их представительства и филиалы, созданные на территории Российской Федерации.

Для того, чтобы иностранные организации были признаны в числе налогоплательщиков по налогу на прибыль, они должны отвечать двум признакам:

· действовать на территории РФ через постоянное представительство;

· получать доходы от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства;

Понятие постоянного представительства иностранной организации определено в статье 306 НК РФ.

Вместе с общим определением постоянного представительства иностранных организаций необходимо учитывать так же и особенности, изложенные в международных соглашениях между РФ и отдельными иностранными государствами.

Такого рода соглашение на сегодняшний день заключено не менее, чем с 60 иностранными государствами. В частности, в статье 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством ФинляНДСкой республики от 4 мая 1996 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» установлено, что выражение «постоянное представительство» означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность организации осуществляется полностью или частично.

Термин «постоянное представительство», в частности, включает:

Место управления;

Отделение;

Контору;

Фабрику;

Мастерскую;

Шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

Вторым условием статуса иностранной организации в качестве налогоплательщика по налогу на прибыль является получение доходов от источников в РФ, в связи с наличием этого представительства.

К данного рода доходам относятся:

· доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство;

· доход иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ;

· иные доходы от источников в РФ, приведенные в пункте 1 статьи 309 НК РФ, относящиеся к постоянному представительству.

На основании Приказа МНС РФ от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 для выполнения налоговых обязательств иностранные организации должны выполнить требования по постановке на налоговый учет в российских налоговых органах, в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение).

В силу действующего Положения иностранные организации в зависимости от срока деятельности на территории РФ подразделяются на две структурные группы.

1. В случае намерения на осуществление или осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты начала ее деятельности.

2. В случае, когда иностранные и международные организации осуществляют деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет производится путем направления ими соответствующих уведомлений.

При этом следует обратить внимание на следующее. При осуществлении деятельности в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам Российской Федерации, должна встать на учет в каждом из указанных мест. В случае, если деятельность иностранной фирмы осуществляется в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу РФ, осуществляющему учет иностранных организаций, то в этом случае иностранная организация обязана информировать налоговые органы о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления соответствующего сообщения.

3. К числу плательщиков налога на прибыль из числа иностранных организаций относятся так же организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации. К указанной категории налогоплательщиков относятся иностранные компании и прочие юридические образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с Законодательством иностранных государств. Эта категория налогоплательщиков не связана с наличием или отсутствием постоянного представительства. Они платят налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов, процентных доходов по долговым обязательствам любого вида, штрафы и пени за нарушения долговых обязательств, непосредственно российской стороной.

Уплата и удержание налога в данном случае происходит у источника выплаты.

Более подробно с вопросами, касающимися налога на прибыль организаций Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на прибыль организаций ».